Поэтические итоги
Предсмертные стихи Высоцкого столь же полны яростного утверждения своего права на человеческую свободу и поэтическую правду. Но в них ещё более усиливается трагизм романтического противостояния, парадоксальность обретает новое выражение. В стихотворении лирический герой Высоцкого, который всегда самовыражался в «я», говорит уже «мы» - от имени поколения, или типа, или какой-либо иной духовной общности.
Нас обрекли на медленную жизнь.
Мы к ней для верности прикованы цепями, -
так возникает новый парадокс: «мы к долгой жизни приговорены, через вину, через позор, через измену». Вновь рассыпается выстроенная было в «Фатальных датах» защита, потому что теперь ясно: при всём желании борьбы «мы молчим, как подставные пешки», мы не можем «оковы разломать». И, как и в прежние годы, «нам выбора по счастью не дано». Окончательный итог вырастает из кажущейся парадоксальной метафоры:
Мы не умрём мучительною жизнью –
Мы лучше верной смертью оживём!
И опять невольно возникает в памяти пушкинское: калмыцкая сказка Пугачёва из «Капитанской дочки»: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!..»
В другом итоговом стихотворении «Когда я отпою и отыграю…», текстуально и ритмически тесно связанном с предыдущим, лирический герой Высоцкого, посаженный «на литую цепь почёта», ощущает себя «псом», которого попытались приручить, использовав «серебряный ошейник» и «золотую цепь». Ответ поэта на эту попытку – в последней строфе, он очевиден:
…Я перетру серебряный ошейник
И золотую цепь перегрызу,
Перемахну забор, ворвусь в репейник,
Порву бока – и выбегу в грозу!
Яростность и очистительная сила единственного спасения – грозы – подчёркиваются явной аллитерацией на «р», очень характерной для поэтики Высоцкого в целом. Столь же характерны сильная концовка с необыкновенной мощью максималистского чувства; употребление глаголов будущего времени, придающих оттенок трагической несбыточности; романтическая сила оптимистических желаний. Но главное – возврат от «мы» к «я» и ярко выраженная поэтическая позиция: если уж я и пёс, то – не придворный породистый пудель, а дворняга, единственный способ существования которой – свобода и собственный выбор. В связи с этим стихотворением вспоминается, конечно, не только Пушкин. Вспоминается Есенин с его «Песнью о собаке»:
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.
У Высоцкого:
…И вот над изгородью замечаю
Знакомый серп отточенной косы.
Вспоминается А.А.Блок с его стихотворениями «Поэты» и «Друзьям». У Блока:
Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
(«Друзьям»)
Потом вылезали из будки, как псы,
Смотрели, как море горело…
Пускай я умру под забором, как пёс,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, -
Я верю: то бог меня снегом занёс,
То вьюга меня целовала! («Поэты»)
Но, несмотря на эти явные переклички, основная суть пафоса стихотворений Высоцкого вновь пушкинская: пророчество требует сознательной жертвы, оно независимо от характера людских оценок.
В поэзии Высоцкого, как и в пушкинской, торжество любви и свободы – не отдельная тема, а условие поэтического существования. Поэтому этот мотив проходит через всё творчество, является его основой.
В.С.Высоцкий обогащает пушкинскую традицию лексикой и поэтической формой, родившимися в веке двадцатом (родом из «серебряного века»). Это и использование разговорной речи, просторечий и жаргона, и обилие неточных и составных рифм, и мощные ассонансы и аллитерации, и глубокие гротесковые метафоры. При этом много в поэтике Высоцкого и чисто пушкинского: частые повторы, нередко используемая кольцевая композиция, глубина и динамика мысли при относительной простоте поэтического языка, преимущественно классические ритмы силлабо-тонического стихосложения, парадоксальность поэтического самовыражения, всеохватность поэтических тем и многое другое.
Но даже не это важно. Наиболее значимое, глубинное проявление и развитие традиции А.С.Пушкина кроется в поэтическом утверждении сходной философии жизни: подлинности чувств и абсолютной внутренней независимости, в которой существует лирический герой. Он, этот герой, полон жизни, находится в её эпицентре и в то же время необыкновенно одинок, что позволяет ему сосредоточиться на идеале и противопоставить этот идеал негативным явлениям жизни. Всё это – пушкинское без всякой натяжки.
Народ ответил Высоцкому, как и Пушкину, любовью и памятью, наверное, не только за актуальность и злободневность его поэтического слова, но и за глубину понимания народной жизни, силу испытанных чувств и мощь поэтического языка.
Мне есть что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним… -
по-пушкински сказал Высоцкий уходя.
- Литература в условиях егэ. Учебные конспекты для старшеклассников и учителей литературы
- 10 Класс
- Литература как служение
- Обострение общественной жизни и литературно-критических позиций
- Революционеры-демократы
- Либералы-реформаторы
- Западники
- Славянофилы
- Почвенники
- Демократическое и «чистое» искусство
- Два взгляда на обновление России
- Иван Александрович Гончаров. «Обломов». Хроника жизни и творчества.
- Штрихи биографии и творческого пути
- Роман «Обломов».
- Обломовщина
- «Оживания» и возвращения Обломова
- «Чистота» Обломова
- Обломов и Ольга
- Рекомендация: анализ эпизода (сцены, фрагмента, главы)
- Анализ эпизода спора Обломова и Штольца об идеале. Вспомогательные вопросы к анализу данного эпизода:
- Анализ эпизода (2 часть, 4 глава)
- Оценки главного героя и романа в целом в критике
- Терминология и понятийный аппарат
- Александр Николаевич Островский. «Гроза» Хроника жизни и творчества.
- Личность и художественный мир
- Особенности поэтики а.Н.Островского-драматурга:
- «Гроза»
- Символика названия
- Афиша. Экспозиция
- Конфликты, движущие действие
- Завязка действия
- Развитие конфликта
- Катерина и Варвара
- Сцена прощания с Тихоном
- Сцена с ключом от калитки
- Рекомендация. Речевая характеристика персонажа.
- Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода.
- Окончание пьесы. Развязка.
- Сцена прощания с Борисом.
- Русские критики-современники а.Островского о главной героине «Грозы»
- Терминология и понятийный аппарат
- Хроника жизни и творчества.
- Личность. Мировоззрение. Творчество.
- Статья «Гамлет и Дон Кихот» (1859)
- Предыстория романа «Отцы и дети». Прототипы Базарова
- Герои романа Авторское отношение к Николаю Петровичу Кирсанову
- История Павла Петровича Кирсанова
- Исходное отношение Павла Петровича к Базарову
- Базаров и его нигилизм
- «Поединки» Павла Петровича и Базарова.
- Анализ эпизода преддуэльного объяснения Базарова и Павла Петровича (глава ххiv)
- Базаров и Одинцова.
- Базаров и Аркадий.
- Болезнь и смерть Базарова.
- Эпилог романа.
- Роман «Отцы и дети» в русской критике.
- Терминологический и понятийный аппарат
- Николай Алексеевич Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо» Хроника жизни и творчества.
- Личность н.А.Некрасова. «Последние песни».
- Ранняя лирика Некрасова. Особенности поэтики.
- Муза поэта.
- Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.
- «Поэт и гражданин»
- Рекомендация к анализу лирического стихотворения.
- Анализ стихотворения «Утро»
- Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
- Основные группы персонажей
- Замысел и композиция поэмы
- Идея поэмы
- Терминология и понятийный аппарат
- Фёдор Иванович Тютчев. Лирика. Хроника жизни и творчества.
- Особенности поэтического творчества ф.И.Тютчева.
- Основные мотивы лирики Тютчева.
- Стихотворения ф.И.Тютчева. Аналитические наблюдения. «Фонтан».
- «Я помню время золотое…»
- «Два голоса»
- Стихи о России.
- Поэтическая философия.
- Афанасий Афанасьевич Фет. Лирика. Хроника жизни и творчества.
- Особенности поэтики а.А.Фета.
- Анализ стихотворения а.А.Фета «Это утро, радость эта…»
- Лаконизм лирики Фета.
- Анализ стихотворения а.А.Фета «Заря прощается с землёю…»
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города». Хроника жизни и творчества.
- Терминология и понятийный аппарат
- Сатирический роман «История одного города»
- В чём загадка ф.М.Достоевского?
- Герои Достоевского
- Петербург Достоевского
- «Бедные люди». Нравственный итог романа
- «Преступление и наказание». Путь Раскольникова к преступлению
- Теория и «бунт» Раскольникова
- Примерный план портретной характеристики героя
- Портретная характеристика Мармеладова
- Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы». «Война и мир»
- Изображение войны в «Севастопольских рассказах»
- «Война и мир». Особенности романа-эпопеи.
- Проблемы 60-х годов хiх века, разрешаемые в романе на историческом материале
- Наташа Ростова в романе
- Платон Каратаев
- Сатирическое изображение великосветского общества
- Кутузов и Наполеон в романе
- А.П.Чехов. Рассказы. «Вишневый сад» Хроника жизни и творчества
- 1888. Повесть «Степь».
- Признаки воспитанных людей (из письма брату Николаю)
- Поездка на остров Сахалин
- Некоторые черты эстетики Чехова
- Рассказы о серой, будничной жизни
- «Человек в футляре»
- «Ионыч»
- «Вишнёвый сад»
- 11 Класс Литературная обстановка начала хх века
- А.И. Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет» Личность и художественный мир
- М.Горький. Рассказы. «На дне» Хроника жизни и творчества
- Чеховская традиция в пьесе «На дне»
- Анализ 1 акта пьесы м.Горького «На дне»
- Лука и Сатин
- А.А.Блок. Лирика. «Двенадцать»
- 3 Тома лирики а.Блока. Эволюция лирического героя.
- Анализ стихотворения а.А.Блока «о, весна без конца и без краю…»
- Анализ стихотворения «Коршун»
- Поэма «Двенадцать» (1918)
- С.А.Есенин. Лирика Сквозные сюжеты в лирике с.А.Есенина
- 7. Прощание с молодостью, способностью любить.
- 8. Примирение с жизнью, людьми. Предчувствие ухода. Итоги.
- Мотив родины в лирике с.А.Есенина
- Классическое школьное сочинение по лирике с.А.Есенина
- В.В.Маяковский. Лирика Стихотворение «Война объявлена»
- Вопросы к анализу стихотворений в.В.Маяковского
- Анализ стихотворения в.В.Маяковского «Война объявлена»
- Тема гражданской войны в литературе 20-х – начала 30-х годов.
- А.А.Фадеев. «Разгром». Основные проблемы, опорные эпизоды, герои
- И.Э.Бабель (1894 – 1940). «Конармия»
- А.П.Платонов. «Котлован» (1929-1930 гг).
- Е.И.Замятин. «Мы» (1920 год)
- М.А.Шолохов. Рассказы. «Тихий Дон» Художественный мир
- «Тихий Дон» (1925 – 1940 годы).
- Парадоксы «Тихого Дона».
- Григорий Мелехов. Этапы жизненного пути.
- Женские образы в романе.
- М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».
- Анализ эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» (2 глава).
- Основные направления развития русской прозы 2-й половины хх века.
- 1. Тема человека на войне.
- 2. Антитоталитарная и «лагерная» проза.
- 3. «Деревенская» проза.
- 4. «Возвращённая» литература третьей волны эмиграции.
- 5 .Проза и драматургия о современной «городской» жизни
- 6.Новейшая литература постмодернизма конца хх – начала XXI века.
- 7.Русская проза нерусских авторов.
- В.М.Шукшин (1929 – 1974 г.) Личность и художественный мир
- А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
- Русская поэзия хх века: поколения, направления, имена.
- План представления поэта.
- Борис Леонидович Пастернак (род. 1890 в Москве, умер 1960 в Переделкине). Личность и художественный мир
- Зимняя ночь
- Анализ стихотворения б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»
- А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Лирика
- Стихотворение а.А.Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» (сочинение старшеклассника)
- Е.А.Евтушенко (род. 1933 г.) Личность и художественный мир
- А.А.Вознесенский ( 1933 – 2010 г.) Художественный мир
- Пушкинские традиции в поэзии в.С.Высоцкого Традиция в поэзии
- Творец и толпа. Стихотворение «Памятник»
- Эхо пушкинского «Эха»
- Чёрный человек
- Художник и власть
- Комическое и трагическое
- Поэтические итоги
- Содержание
- 10 Класс
- 11 Класс