logo
ЛИТЕРАТУРА ЕГЭ НОВОЕ

Муза поэта.

В стихотворении «Родина» выражена разнообразная гамма чувств лирического героя – от мягкой сыновней любви к матери до жгучей ненависти к отцу-тирану. Но прежде всего лирический герой беспощаден и суров по отношению к самому себе. Звучат в стихотворении и упрёк-сожаление по отношению к матери за её покорность судьбе и отцу, и чувство горестного стыда от осознания собственного барства.

Родной дом не становится спасением от тяжести жизни, потому что детство было омрачено пониманием несправедливости деспотизма и бесполезности покорства. Отсюда – отрада от разрушения того, что поэт вынужден звать «родиной», - родного дома, поместья отца. Чувства любви и ненависти у Некрасова настолько неотделимы, что образуют единый оксюморон, парадоксальное понятие «любовь-ненависть». Диалектика этого чувства такова: ненависть к безобразному во имя торжества любви; любовь к Родине, побеждающая мрак, вызывающий ненависть. Такова и Муза поэта ( в Древней Греции – одна из 9 покровительниц искусств и наук, вдохновительница и покровительница поэтов).

Музе посвящены такие стихотворения Некрасова, как «Вчерашний день часу в шестом…», «Замолкни, Муза мести и печали!..», «Муза».

Вдохновительница поэзии Некрасова похожа на униженную, но стойкую и несгибаемую русскую женщину. Поэтом движет боль. Он готов отказаться от луча света, от любви, если они способны осветить и согреть лишь «бездну», «мрак», «тёмный путь».

Стихотворение «Муза» Некрасов пишет в 1852 году, в довольно мрачное время, в дни смерти Н.В.Гоголя. Это ответ на пушкинскую «Музу» и его стихотворение «Наперсница волшебной старины…», причём, не просто ответ, а полемика с Пушкиным (даже начинается некрасовское стихотворение с характерного слова-возражения «нет»). «Муза» Некрасова по жанру похожа на элегию. В стихотворении используется та же лексика, что и у Пушкина, те же мотивы: Муза, песня сладкогласная, красота, неслышимо, младенческий, гармония, волшебный, свирель и т.п. Но лексика приобретает совсем другую эмоциональную окраску, она подчёркнуто демократична, а заимствованные у Пушкина образы снижены и приземлены – вплоть до использования сарказма: «…в пелёнках у меня свирели не забыла…».

Если Муза Пушкина научила поэта и высокому, и земному, то Муза Некрасова – «неласкова и нелюбима», она другая, она «сестра родная» бедной, избитой кнутом, но несгибаемой русской женщины. Некрасов подробно описывает процесс постижения ребёнком жизненных истин, тогда как Пушкин предельно лаконичен, рисуя лишь результат этого процесса на уровне ощущений, красок и звуков. Некрасов демонстративно смешивает два стиля – нежный и грубый. В эти же дни он в другом стихотворении писал: «Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья». Так и тут: «В душе озлобленной, но любящей и нежной…». Или:

Всё слышалося в нём в смешении безумном:

Расчёты мелочной и грязной суеты,

И юношеских лет прекрасные черты…

Тему поэта-гражданина Некрасов развивает в стихотворениях «Праздник жизни – молодости годы…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин».