Муза поэта.
В стихотворении «Родина» выражена разнообразная гамма чувств лирического героя – от мягкой сыновней любви к матери до жгучей ненависти к отцу-тирану. Но прежде всего лирический герой беспощаден и суров по отношению к самому себе. Звучат в стихотворении и упрёк-сожаление по отношению к матери за её покорность судьбе и отцу, и чувство горестного стыда от осознания собственного барства.
Родной дом не становится спасением от тяжести жизни, потому что детство было омрачено пониманием несправедливости деспотизма и бесполезности покорства. Отсюда – отрада от разрушения того, что поэт вынужден звать «родиной», - родного дома, поместья отца. Чувства любви и ненависти у Некрасова настолько неотделимы, что образуют единый оксюморон, парадоксальное понятие «любовь-ненависть». Диалектика этого чувства такова: ненависть к безобразному во имя торжества любви; любовь к Родине, побеждающая мрак, вызывающий ненависть. Такова и Муза поэта ( в Древней Греции – одна из 9 покровительниц искусств и наук, вдохновительница и покровительница поэтов).
Музе посвящены такие стихотворения Некрасова, как «Вчерашний день часу в шестом…», «Замолкни, Муза мести и печали!..», «Муза».
Вдохновительница поэзии Некрасова похожа на униженную, но стойкую и несгибаемую русскую женщину. Поэтом движет боль. Он готов отказаться от луча света, от любви, если они способны осветить и согреть лишь «бездну», «мрак», «тёмный путь».
Стихотворение «Муза» Некрасов пишет в 1852 году, в довольно мрачное время, в дни смерти Н.В.Гоголя. Это ответ на пушкинскую «Музу» и его стихотворение «Наперсница волшебной старины…», причём, не просто ответ, а полемика с Пушкиным (даже начинается некрасовское стихотворение с характерного слова-возражения «нет»). «Муза» Некрасова по жанру похожа на элегию. В стихотворении используется та же лексика, что и у Пушкина, те же мотивы: Муза, песня сладкогласная, красота, неслышимо, младенческий, гармония, волшебный, свирель и т.п. Но лексика приобретает совсем другую эмоциональную окраску, она подчёркнуто демократична, а заимствованные у Пушкина образы снижены и приземлены – вплоть до использования сарказма: «…в пелёнках у меня свирели не забыла…».
Если Муза Пушкина научила поэта и высокому, и земному, то Муза Некрасова – «неласкова и нелюбима», она другая, она «сестра родная» бедной, избитой кнутом, но несгибаемой русской женщины. Некрасов подробно описывает процесс постижения ребёнком жизненных истин, тогда как Пушкин предельно лаконичен, рисуя лишь результат этого процесса на уровне ощущений, красок и звуков. Некрасов демонстративно смешивает два стиля – нежный и грубый. В эти же дни он в другом стихотворении писал: «Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья». Так и тут: «В душе озлобленной, но любящей и нежной…». Или:
Всё слышалося в нём в смешении безумном:
Расчёты мелочной и грязной суеты,
И юношеских лет прекрасные черты…
Тему поэта-гражданина Некрасов развивает в стихотворениях «Праздник жизни – молодости годы…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин».
- Литература в условиях егэ. Учебные конспекты для старшеклассников и учителей литературы
- 10 Класс
- Литература как служение
- Обострение общественной жизни и литературно-критических позиций
- Революционеры-демократы
- Либералы-реформаторы
- Западники
- Славянофилы
- Почвенники
- Демократическое и «чистое» искусство
- Два взгляда на обновление России
- Иван Александрович Гончаров. «Обломов». Хроника жизни и творчества.
- Штрихи биографии и творческого пути
- Роман «Обломов».
- Обломовщина
- «Оживания» и возвращения Обломова
- «Чистота» Обломова
- Обломов и Ольга
- Рекомендация: анализ эпизода (сцены, фрагмента, главы)
- Анализ эпизода спора Обломова и Штольца об идеале. Вспомогательные вопросы к анализу данного эпизода:
- Анализ эпизода (2 часть, 4 глава)
- Оценки главного героя и романа в целом в критике
- Терминология и понятийный аппарат
- Александр Николаевич Островский. «Гроза» Хроника жизни и творчества.
- Личность и художественный мир
- Особенности поэтики а.Н.Островского-драматурга:
- «Гроза»
- Символика названия
- Афиша. Экспозиция
- Конфликты, движущие действие
- Завязка действия
- Развитие конфликта
- Катерина и Варвара
- Сцена прощания с Тихоном
- Сцена с ключом от калитки
- Рекомендация. Речевая характеристика персонажа.
- Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода.
- Окончание пьесы. Развязка.
- Сцена прощания с Борисом.
- Русские критики-современники а.Островского о главной героине «Грозы»
- Терминология и понятийный аппарат
- Хроника жизни и творчества.
- Личность. Мировоззрение. Творчество.
- Статья «Гамлет и Дон Кихот» (1859)
- Предыстория романа «Отцы и дети». Прототипы Базарова
- Герои романа Авторское отношение к Николаю Петровичу Кирсанову
- История Павла Петровича Кирсанова
- Исходное отношение Павла Петровича к Базарову
- Базаров и его нигилизм
- «Поединки» Павла Петровича и Базарова.
- Анализ эпизода преддуэльного объяснения Базарова и Павла Петровича (глава ххiv)
- Базаров и Одинцова.
- Базаров и Аркадий.
- Болезнь и смерть Базарова.
- Эпилог романа.
- Роман «Отцы и дети» в русской критике.
- Терминологический и понятийный аппарат
- Николай Алексеевич Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо» Хроника жизни и творчества.
- Личность н.А.Некрасова. «Последние песни».
- Ранняя лирика Некрасова. Особенности поэтики.
- Муза поэта.
- Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.
- «Поэт и гражданин»
- Рекомендация к анализу лирического стихотворения.
- Анализ стихотворения «Утро»
- Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
- Основные группы персонажей
- Замысел и композиция поэмы
- Идея поэмы
- Терминология и понятийный аппарат
- Фёдор Иванович Тютчев. Лирика. Хроника жизни и творчества.
- Особенности поэтического творчества ф.И.Тютчева.
- Основные мотивы лирики Тютчева.
- Стихотворения ф.И.Тютчева. Аналитические наблюдения. «Фонтан».
- «Я помню время золотое…»
- «Два голоса»
- Стихи о России.
- Поэтическая философия.
- Афанасий Афанасьевич Фет. Лирика. Хроника жизни и творчества.
- Особенности поэтики а.А.Фета.
- Анализ стихотворения а.А.Фета «Это утро, радость эта…»
- Лаконизм лирики Фета.
- Анализ стихотворения а.А.Фета «Заря прощается с землёю…»
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города». Хроника жизни и творчества.
- Терминология и понятийный аппарат
- Сатирический роман «История одного города»
- В чём загадка ф.М.Достоевского?
- Герои Достоевского
- Петербург Достоевского
- «Бедные люди». Нравственный итог романа
- «Преступление и наказание». Путь Раскольникова к преступлению
- Теория и «бунт» Раскольникова
- Примерный план портретной характеристики героя
- Портретная характеристика Мармеладова
- Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы». «Война и мир»
- Изображение войны в «Севастопольских рассказах»
- «Война и мир». Особенности романа-эпопеи.
- Проблемы 60-х годов хiх века, разрешаемые в романе на историческом материале
- Наташа Ростова в романе
- Платон Каратаев
- Сатирическое изображение великосветского общества
- Кутузов и Наполеон в романе
- А.П.Чехов. Рассказы. «Вишневый сад» Хроника жизни и творчества
- 1888. Повесть «Степь».
- Признаки воспитанных людей (из письма брату Николаю)
- Поездка на остров Сахалин
- Некоторые черты эстетики Чехова
- Рассказы о серой, будничной жизни
- «Человек в футляре»
- «Ионыч»
- «Вишнёвый сад»
- 11 Класс Литературная обстановка начала хх века
- А.И. Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет» Личность и художественный мир
- М.Горький. Рассказы. «На дне» Хроника жизни и творчества
- Чеховская традиция в пьесе «На дне»
- Анализ 1 акта пьесы м.Горького «На дне»
- Лука и Сатин
- А.А.Блок. Лирика. «Двенадцать»
- 3 Тома лирики а.Блока. Эволюция лирического героя.
- Анализ стихотворения а.А.Блока «о, весна без конца и без краю…»
- Анализ стихотворения «Коршун»
- Поэма «Двенадцать» (1918)
- С.А.Есенин. Лирика Сквозные сюжеты в лирике с.А.Есенина
- 7. Прощание с молодостью, способностью любить.
- 8. Примирение с жизнью, людьми. Предчувствие ухода. Итоги.
- Мотив родины в лирике с.А.Есенина
- Классическое школьное сочинение по лирике с.А.Есенина
- В.В.Маяковский. Лирика Стихотворение «Война объявлена»
- Вопросы к анализу стихотворений в.В.Маяковского
- Анализ стихотворения в.В.Маяковского «Война объявлена»
- Тема гражданской войны в литературе 20-х – начала 30-х годов.
- А.А.Фадеев. «Разгром». Основные проблемы, опорные эпизоды, герои
- И.Э.Бабель (1894 – 1940). «Конармия»
- А.П.Платонов. «Котлован» (1929-1930 гг).
- Е.И.Замятин. «Мы» (1920 год)
- М.А.Шолохов. Рассказы. «Тихий Дон» Художественный мир
- «Тихий Дон» (1925 – 1940 годы).
- Парадоксы «Тихого Дона».
- Григорий Мелехов. Этапы жизненного пути.
- Женские образы в романе.
- М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».
- Анализ эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» (2 глава).
- Основные направления развития русской прозы 2-й половины хх века.
- 1. Тема человека на войне.
- 2. Антитоталитарная и «лагерная» проза.
- 3. «Деревенская» проза.
- 4. «Возвращённая» литература третьей волны эмиграции.
- 5 .Проза и драматургия о современной «городской» жизни
- 6.Новейшая литература постмодернизма конца хх – начала XXI века.
- 7.Русская проза нерусских авторов.
- В.М.Шукшин (1929 – 1974 г.) Личность и художественный мир
- А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
- Русская поэзия хх века: поколения, направления, имена.
- План представления поэта.
- Борис Леонидович Пастернак (род. 1890 в Москве, умер 1960 в Переделкине). Личность и художественный мир
- Зимняя ночь
- Анализ стихотворения б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»
- А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Лирика
- Стихотворение а.А.Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» (сочинение старшеклассника)
- Е.А.Евтушенко (род. 1933 г.) Личность и художественный мир
- А.А.Вознесенский ( 1933 – 2010 г.) Художественный мир
- Пушкинские традиции в поэзии в.С.Высоцкого Традиция в поэзии
- Творец и толпа. Стихотворение «Памятник»
- Эхо пушкинского «Эха»
- Чёрный человек
- Художник и власть
- Комическое и трагическое
- Поэтические итоги
- Содержание
- 10 Класс
- 11 Класс