logo
ЛИТЕРАТУРА ЕГЭ НОВОЕ

В.М.Шукшин (1929 – 1974 г.) Личность и художественный мир

Один из тех, кого называют совестью нации, хотя никогда и не писал пышных патриотических сочинений. Писатель, актёр, сценарист, режиссёр. Подобных похорон (6 октября 1974 г.) Россия не видела со дня прощания с Львом Толстым. Стихи в его память написали в тот день О.Фокина, В.Высоцкий, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко.

Трудная судьба: раннее сиротство, бесприютная юность в сибирской деревне, болезни, поздняя учёба, зрелые годы без собственного дома. Окончил ВГИК – учился вместе с Л.Куравлёвым, С.Любшиным, В.Высоцким, Г.Шпаликовым. Творческие годы – всего 10-12 лет. Написал более 120 рассказов (это его основной жанр), 2 романа (один из них – «Я пришёл дать вам волю» о Степане Разине), несколько повестей, киносценариев и пьес (сатирическая комедия «Энергичные люди», сказка «До третьих петухов»), поставил как режиссёр и сценарист 5 фильмов, среди которых – «Живёт такой парень» (дипломная работа), «Печки-лавочки», «Калина красная».

Повод для рассказов – текучка жизни, быт. Открывал в незаметных жизненных фактах вопиющие социальные и нравственные вопросы человеческого бытия. Это традиция А.П.Чехова. А фон, внешний сюжет рассказов часто связан с противопоставлением деревенских и городских укладов жизни, что противоречило тогдашнему курсу КПСС на сближение города и деревни.

Суть рассказов Шукшина – не в конкретных действиях, поступках, а в алогичном, трудно объяснимом психологическом поле, которое возникает в ходе этих поступков. Читатель Шукшина может ненавидеть благополучного и справедливого по поступкам человека, а любить бесшабашного забулдыгу или просто неправого. Ещё древний философ и сочинитель Аристотель говорил: «Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями». Суть авторского отношения в шукшинских рассказах не в поступках героев, а в мотивах этих поступков. Мотивы поступков шукшинских «чудиков» из рассказов «Обида», «Чудик», «Микроскоп», «Критики», «Ваня, ты как здесь?», «Мастер», «Жена мужа в Париж провожала» и других всегда чисты и добры, и потому сами эти герои симпатичны автору и читателю, а противостоящие им «правильные» вызывают неприязнь. Шукшин рисует жизнь и человека объёмно, честно, с чудинками и особинками. Простой человек обнаруживает в его рассказах сложность и глубину, а главное – неизменную поэтичность души, что-то чудное, надбытовое, не от мира сего, но доброе.

Герой рассказа «Чудик»без спроса, но чтобы было красивее, разрисовал детскую коляску и лодку, а в магазине отдал продавцу найденные 50 рублей, которые, как потом выяснилось, сам же и потерял. Дед из рассказа«Критики»от обиды, нанесённой приехавшими из города родственниками, устроил дебош и напился, за что провёл ночь в кутузке. Герой рассказа«Микроскоп»долго копил деньги, нужные семье, но на них купил микроскоп, о котором давно мечтал. Герой рассказа«Мастер»так ценит красоту, что, не находя её в жизни, пьёт горькую. Прокопий из рассказа«Ваня, ты как здесь?»мечтал сняться в кино, но, увидев в процессе репетиций фальшь киношного дела, понял, что участвовать в этом не может. Егор Прокудин из киноповести«Калина красная», вернувшись из заключения, ощущает боль от причинённых матери страданий, мечтает о новой жизни, похожей на праздник, но наталкивается на невозможность осуществления счастья в пошлой обстановке. Героя рассказа«Обида»обхамили и оскорбили в магазине, он пытается отомстить, но жена и внутренняя доброта останавливают его на полпути.

Шукшин в своих рассказах и фильмах нарисовал русский национальный характер. Его любимые герои щедры, широки душой, добры и просты, хотя и почти всегда неправильны, в чём-то неблагополучны, странны и наивны.