15. Литература киевской руси: система жанров, проблематика, взаимодействие с другими видами искусства.
Распространенные представления о том, что Русь заимствовала в X—ХШ вв. жанры своей литературы из Византии и Болгарии, верны только в известной мере. Жанры действительно были заимствованы из Византии и Болгарии, но далеко не все: часть не перешла на Русь, другая часть создавалась самостоятельно начиная с XI в.
Жанры средневековой русской литературы были тесно связаны с их употреблением в быту — светском и церковном. Богослужение требовало собственных жанров, предназначенных для определенных моментов церковной службы. Некоторые жанры имели назначение сложном монастырском быту. Отсюда несколько типов житий, несколько типов церковных песнопений, несколько типов книг регламентирующих богослужение, церковный и монастырский быт. В жанровую систему входили даже такие жанрово не повторяющиеся ти как служебные евангелия, несколько типов палей и паремийников, апостольские послания и пр.
Несколько менее стеснены внешними формальными и традиционными требованиями были "светские" жанры, перешедшие на Русь Византии и Болгарии. Эти "светские" жанры не связывались с определенным употреблением в быту и поэтому были более свободными в ев внешних, формальных признаках - хроники, апокрифические рассказы и большие исторические повествования типа "Александрии", "Повести разорении Иерусалима" Иосифа Флавия, "Девгениева Деяния" и т. д.
Грамотные верхи феодального общества имели и книжные, и устные жанры. Неграмотные народные массы удовлетворяли с потребности в художественном слове с помощью более универсальной, чем книжная, устной системы жанров, а в церковном обиходе имел в своем распоряжении и книжные жанры, но только в их устной трансформации. Книжность была доступна народным массам ч« богослужение, а во всем остальном они были исполнителями и слушателями фольклорных произведений.
Для XI—XIII вв. характерно, что многие более или менее талантливые произведения выходят за традиционные жанровые рамки. Но жанры образуются по большей части на стыке фольклора и литературы. Такие произведения, как "Слово о погибели Русской земли" "Моление" Даниила Заточника, — полулитературные-полуфольклорные. Возможно даже, что зарождение новых жанров происходило в устной форме, а потом уже закреплялось в литературе.
Типичным является образование нового жанра в "Молении" Даниила Заточника. Другой тип произведения, серьезного, трагического, но вышедшего из той же среды княжеских певцов, представляет собой "Слово о полку Игореве". Тонкий слой традиционных жанров, перенесенных на Русь из Византии и Болгарии, все время ломался под влиянием острых и динамичных потребностей действительно! В поисках новых жанров древнерусские книжники в XI—XIII вв. часто обращались к фольклорным жанрам, но не переносили их механическую книжную литературу, а создавали новые из соединения книжных элементов и фольклорных.
В наиболее тяжелый период татаро-монгольского ига — от середины XIII в. и до середины XIV в. — новые произведения создаются преимуществу в жанрах исторической повести, отражающих коллективно-эмоциональное отношение народа к событиям татаро-монгольск нашествия. Летописное повествование "сжимается" до информации чисто делового назначения: преобладают записи об исторических событий над рассказами о них. Исключение составляют по преимуществу рассказы о Батыевом нашествии, а в дальнейшем — о событиях борьбы с татарами.
Решительный перелом наступает в последней четверти XIV в. Веяния восточноевропейского Предвозрождения принесли с собой но отношение к литературе. Индивидуализация религии (исихазм с его молчальничеством, развитие скитничества, уединенной молитвы и ] изменила отношение и к чтению. Широко развивается, наряду с обрядовым и "деловым", чтение индивидуальное. Появляется множество келейных книг, а затем и келейных библиотек.6 Создаются сборники для индивидуального чтения, отражающие индивидуальные интерес составителя. С этим связано появление большого числа новых переводов и новых списков богословских сочинений — сочинений, рассчитан! На индивидуальное чтение, на индивидуальное размышление и индивидуальную эмоциональную настроенность. Переводная литература ХҐ XV вв. принесла с собой волну новых жанров, широко раздвинувших границы жанровой системы Руси.
Изменения, которые подготавливаются в XVII в., обязаны главным образом решительному расширению социального оп литературы, расширению социального круга читателей и авторов. Прежде чем отмереть, средневековая жанровая структура литературы усложняется, количество жанров возрастает, их функции дифференцируются, и происходит консолидация и выделение литературных признаков как таковых. Огромные официальные жанры — "левиафаны", типичные для середины XVI в. с его стилем "второго монументализма", в XV] отмирают. Зато в жанрах усиливается индивидуальное начало. Автобиографические элементы проникают в исторические сочинения посвященные событиям Смуты, в жития, и во второй половине XVII в. появляется уже жанр автобиографии, вобравший в себя элемент житийного жанра и исторического повествования. Главный, по не единственный представитель этого жанра автобиографии — «Житие» протопопа Аввакума.
На Руси к XVII в. усиливается ряд переводных жанров: рыцарский роман, роман авантюрный (ср. повествования о Вове. Петре Златых Ключей, об Отгоне и Олунде. о Василии Златовласом. Брушшикц. Мелинит:, Аполлонии Тирском. Валтасаре и ч. п.). нравоучительная новелла, веселые анекдоты (в первоначальном смысли пню слова анекдот — это историческое происшествие) и др.
В XVII в. происходит новое, очень значительное социальное расширение литературы. Наряду с литературой господствующего класса появляется "литература посада", литература народная. Она близка фольклору, близка разговорному и деловому языку. Она часто антиправительственна и антицерковна, принадлежит "смеховой культуре" народа.
Появление повой системы жанров - основной признак перехода русской литературы от средневекового типа к типу нового времени. Средневековая литература выполняет свое общественное назначение непосредственно и прямо. Жанры средневековой литературы несут определенные практические функции в устоявшемся быте, в укладе церковном, юридическом. Жанры различаются главным образом по своей предназначенности для выполнения тех или иных жизненно необходимых, но более или менее узких функций Они практически необходимы в разных сторонах общественной жизни. Художественность как бы дополняет и вооружает литературные жанры, способствуя осуществлению ими своих непосредственно жизненных задач.
Литература:
1 Лихачев Д. С. Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы// Исследования по древнерусской литературе. —
СПб.: Издательство "Наука". 1986.— С. 79—95. 2. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси.-М.. 1970,
- 1. Художественный образ: специфика и функции
- 2.Эстетические свойства литературы и искусства
- 3. Литература и искусство как формы познания действительности.
- 4. Литература как вид искусства; другие разновидности искусства.
- 5. Место литературы и искусства в системе культуры.
- 6. Национальная специфика литературы; роль литературы в социально-исторической жизни нации.
- 7. Взаимоотношение между литературой, мифологией и фольклором.
- 8. Миф, его специфика и функции. Мифы древней греции и рима. Их роль в развитии европейской литературы.
- 9. Основные этапы развития мировой литературы.
- 10. Литературное направление, течение, школа.
- 11. Литературные роды и жанры.
- 12. Мифологическая основа «иллиады» и «одиссеи» гомера; переход от мифа к эпопее.
- 13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)
- 14. Литература, живопись и архитектура западноевропейского средневековья.
- 15. Литература киевской руси: система жанров, проблематика, взаимодействие с другими видами искусства.
- 16. «Слово о полку игореве»: историческая основа и художественный мир.
- 17. Концепция человека и художественные формы его изображения в лирике, новеллистике и
- 18. «Смеховой мир» романов эпохи возрождения («гаргантюа и пантагрюэль» рабле)
- 19. Театр в. Шекспира: специфика художественного конфликта и героев, этико-философская
- 20. Эстетика барокко и его особенности в западноевропейской, украинской и русской литературе.
- 21. Теоретические основы классицизма: взаимовсязь с философией, система жанров, поэтика.
- 23. Специфика классицизма в украинской и русской литературе и искусстве (феофан прокопович, кантемир, тредиаковский, ломоносов, сумароков, державин, фонвизин).
- 24. Нравственно-философская проблематика и художественный мир романов просвещения (свифта, дефо, вольтера и др.)
- 25. Литература и искусство западноевропейского сентиментализма (т. Грей, стерна, руссо, гете)
- 26. Просветительство в восточнославянских литературах и культурах (новиков, радищев, крылов)
- 27. Специфика сентиментализма в восточнославянских литературах и искусстве (карамзин, жуковский)
- 28. Философские, этические и эстетические взгляды г. Сковороды в контексте культуры XVIII ст.
- 29. Художественное наследие г. Сковороды и его роль в развитии украинской литературы.
- 30.Tbop4ectbo и. П. Котляревского: идейно-художественное своеобразие, место и значение в художественной литературе.
- 31. Литература и искусство западноевропейского романтизма: концепция мира и человека, поэтика, жанры (блейк, гойя, новалис, в. Скотт, дж. Байрон, гюго и др.)
- 32. Романтизм в русской и украинской литературе (пушкин, лермонтов, гоголь. Шквчкнко).
- 33. Мир и человек в западноевропейском реалистическом романе первой половины XIX века (диккенс, теккерей, стендаль, бальзак).
- 34 Социально-психологическая проблематика и нравственно-
- 36. Реализм в русской и украинской живописи («передвижники», крамской, ге, репин) и музыке («могучая кучка»).
- 37. Западноевропейская проза и искусство второй половины XIX века (бодлер, леконт де лиль, э мане, э дега, к. Моне
- 38 Символизм в западноевропейской поэзии и живописи последней трети XIX века (верлен, рембо, маларме, моро, редон, гоген)
- 39. Русский символизм в литературе и искусстве: философско-эстетические концепции и художественная практика (мережковский, сологуб, брюсов, бальмонт, блок, белый,
- 40.Акмеизм и футуризм в литературе начала XX в.: философско-эстетические платформы и поэтика (гумилев, ахматова, маринетти, хлебников, маяковский, семенко).
- 41. Специфика украинской и русской «неореалистической» прозы конца хгх - начала XX века (коцюбинский, кобылянская, стефаник, чехов, бунин, андреев, куприн и др.)
- 42. «Новая драма» рубежа XIX и XX ст. (ибсен, метерлинк, чехов, горький, блок, л. Андреев, куприн)
- 43. 3Ападноевропейская модернистская проза первой половины XX ст. (джойс, кафка, пруст, камю, сартра
- 44. Ос0бенности развития украиской и советской литератур1 в первой половине XX ст. (сосюра, тычина, зеров, рыльский, горький, толстой, шолохов)
- 45. Задержанная украинская и русская литература: хвылевой, пидмогильный, кулиш, курбас,платонов, булгаков, пастернак и др.
- 46. Литература украинского и русского зарубежья (винниченко, маланюк, шмелев, бунин, зайцев).
- 47. Постмодернизм как художественно-сстеీā66ༀヰ堀6666 система второй половині XX века и его представители (у. Эко, в. Ерофеев, саша соколов, в. Пелевин, ю. Андрухович, о. Забужко).
- 48. Основные течения модернизма в живописи XX века: экспрессионизм (кирхнер идр.), кубизм (пикассо, брак), сюрреализм (шагал, дали), абстраеционизм (кандинский, малевич, мондриан).