44. Ос0бенности развития украиской и советской литератур1 в первой половине XX ст. (сосюра, тычина, зеров, рыльский, горький, толстой, шолохов)
Начало XX века в у крайне обумословленр двумя особенностяиы. С одной стороны, развитием новых направлений в литературе, а с другой позднейшими репрестями 30-х, направленных на уничтожение лучших представителей украинской интеллигенции. Пытаясь набросать общую картину, важно отметить, что начало века в Украине проходит под значительными модернистскими влияними. Они приходят с Запада в образе «Молодой музы» (Пачовский, Карманский и др.), которые группируются вокруг газеты «Свит» во Львове (1906), деятельности Н. Боронного. Такойе развитие событий можна считать достаточно логичным, так как Галичина нахадилась ближе к Западной Европе и через Польшу воспринимала все новые веяния времени. Таким образом амбициозный проэкт модернизма проходит вначале тут под знаком символизма. Поэзия становится более индивидуалистической. Вместе с этим молодомузовцы с большим энтузиазмом эксперементируют с формой, что не всегда выливается в удачную поэзию. Однако и эти эксперементы с формой, опытом парнасцев, дало мощный толчок развитию украинской литературы, которая стала выходить постепенно из народнического дискурса, хотя при этом даже молодомузовцы признавали, что всех их объединял вопрос независимости национальной культура и истории. Создание историософского мифа было неотъемлемой частью их творчества (позднее это станет одним из главных идей поэтов «пражской» и «варшавской школ»).
Симвлолистскому влиянию поддается в ранних сборниках П. Тычина. Его дебют происходит в 1907г., после которого он пишет модернистскую поэзию, ранниее эксперименты, которые он не включивв свш первый сбоник «Солнечные кларнеты» (1918) (далее — «Плуг»(20), «Вместо сонетов и октав» (20), «В космическом оркестре» (20), «Ветер с Украины» (20). Главными чертами его стиля является острый сенсуализм, синестезийность, музыкальность.
В Наднепрянской Украине в 20х возникает группировка нсокласиков (Н. Зеров, М. Рыльский, О. Бурхардт, Ю. Филипович. М. Драй-Хмара). Их печатным органом стает журнал «Книгар». В своем творчестве они орентировались на лучшие образцы мировой классики, в частности античности, они наделяют слово предметностью и возвращают ему его первоначальное значение. Через конкретику момента они выходят во вневременные пространства. Они также принимают активное участие в дискусси 25-28 гг. К сожалению, обстановка в стране не содействует их творчеству. Сталкиваясь с образом «тотального хама», неоклассики ощущали свою изолированность. Каждый из участником этого «пятерного грона» был также блестящим литературным критиком, переводчиком.
М. Рыльский начинает со сборника «На белых островах», потом - «Между осенними звездами» (18), «На узлесье» (18), «Синяя даль». Его творчество можна разделить условно на несколько этапов. Первый период - до 22-ого. Второй - классицистичный - с 22 («Синяя даль»). С поэзией Рыльского свызано понятие «сладкого мира», стремление к гармонии между человеком и природой, витальный тип воссприятия, острая цветовая насыщеннлсть, психологизация мгновения. С его творчеством соотносят акмеистическую эстетику.
В. Сосюра стал известным после гражданской войны. В эту пору в стране под влиянием окончания войны и раскрепощения человеческого духа (власть вынуждена дать больше свобод) расцветает лирика. Сосюра был очень популярным в те годы. У него вышло окоол 60-ти сборников. Главными особенностями его поэтики является имажинизм, сильно развитое лирическое начало.
В России ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Вторая половина XIX в. - начало ХХв. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, Шолохова.
Шолохов М. А. (1905- 1984) - писатель. Родился в семье приказчика. Рано обучился грамоте. Учился в церковно-приходской школе и гимназии, четыре класса которой окончил в 1918. Участвовал в гражданской войне и установлении Совегской власти на Дону. Был учителем по ликвидации безграмотности, статистиком, делопроизводителем, продовольственным инспектором. Работал в комбедах по изъятию хлеба и в 1922 был осужден условно на 1 год за превышение власти. В 1922 приехал учиться в Москву, но не смог поступить на рабфак и трудился чернорабочим, занимаясь самообразованием. В 1923 вступил в лит. группу "Молодая гвардия", затем в РАПП. В 1924 появился его рассказ "Родинка". В 1926 - первые сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь". В 1924, вернувшись в станицу Вешенскую, Шолохов начал работу над романом "Тихий Дон" (кн. 1 - 4, 1928 -1940), к-рый принес автору мировую славу. В 1932 Шолохов вступил в ВКП(б). В 1937 был избран депутатом Верховного Совета СССР, в 1939 стал академиком. В 1941 за "Тихий Дон" Шолохов был удостоен Сталинской премии 1-й степени. Вовремя Великой Отечественной войны работал в Совинформбюро, являлся военным корреспондентом "Правды" и "Красной Звезды", участвовал в боях под Смоленском. В 1943 стала печататься его кн. "Они сражались за Родину". За роман "Поднятая целина" (кн. 1 - 2, 1932 -1960) Шолохов был удостоен Ленинской премии. В 1965 Шолохов стал лауреатом Нобелевской премии. Литература:
3. История русской литературы XX века (20-90-е годы): Основные имена. - М.,1998.
4. 1 сторі я укршнсько' 1 лггератури XX ст. /заред В. Г. Дончика.: в 2-х т. -КиУв: «Либщь». - 1998.
2. ЯисонХ. В. Энтонн Ф, Основы истории искусств. - Спб., 1996.Д.
- 1. Художественный образ: специфика и функции
- 2.Эстетические свойства литературы и искусства
- 3. Литература и искусство как формы познания действительности.
- 4. Литература как вид искусства; другие разновидности искусства.
- 5. Место литературы и искусства в системе культуры.
- 6. Национальная специфика литературы; роль литературы в социально-исторической жизни нации.
- 7. Взаимоотношение между литературой, мифологией и фольклором.
- 8. Миф, его специфика и функции. Мифы древней греции и рима. Их роль в развитии европейской литературы.
- 9. Основные этапы развития мировой литературы.
- 10. Литературное направление, течение, школа.
- 11. Литературные роды и жанры.
- 12. Мифологическая основа «иллиады» и «одиссеи» гомера; переход от мифа к эпопее.
- 13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)
- 14. Литература, живопись и архитектура западноевропейского средневековья.
- 15. Литература киевской руси: система жанров, проблематика, взаимодействие с другими видами искусства.
- 16. «Слово о полку игореве»: историческая основа и художественный мир.
- 17. Концепция человека и художественные формы его изображения в лирике, новеллистике и
- 18. «Смеховой мир» романов эпохи возрождения («гаргантюа и пантагрюэль» рабле)
- 19. Театр в. Шекспира: специфика художественного конфликта и героев, этико-философская
- 20. Эстетика барокко и его особенности в западноевропейской, украинской и русской литературе.
- 21. Теоретические основы классицизма: взаимовсязь с философией, система жанров, поэтика.
- 23. Специфика классицизма в украинской и русской литературе и искусстве (феофан прокопович, кантемир, тредиаковский, ломоносов, сумароков, державин, фонвизин).
- 24. Нравственно-философская проблематика и художественный мир романов просвещения (свифта, дефо, вольтера и др.)
- 25. Литература и искусство западноевропейского сентиментализма (т. Грей, стерна, руссо, гете)
- 26. Просветительство в восточнославянских литературах и культурах (новиков, радищев, крылов)
- 27. Специфика сентиментализма в восточнославянских литературах и искусстве (карамзин, жуковский)
- 28. Философские, этические и эстетические взгляды г. Сковороды в контексте культуры XVIII ст.
- 29. Художественное наследие г. Сковороды и его роль в развитии украинской литературы.
- 30.Tbop4ectbo и. П. Котляревского: идейно-художественное своеобразие, место и значение в художественной литературе.
- 31. Литература и искусство западноевропейского романтизма: концепция мира и человека, поэтика, жанры (блейк, гойя, новалис, в. Скотт, дж. Байрон, гюго и др.)
- 32. Романтизм в русской и украинской литературе (пушкин, лермонтов, гоголь. Шквчкнко).
- 33. Мир и человек в западноевропейском реалистическом романе первой половины XIX века (диккенс, теккерей, стендаль, бальзак).
- 34 Социально-психологическая проблематика и нравственно-
- 36. Реализм в русской и украинской живописи («передвижники», крамской, ге, репин) и музыке («могучая кучка»).
- 37. Западноевропейская проза и искусство второй половины XIX века (бодлер, леконт де лиль, э мане, э дега, к. Моне
- 38 Символизм в западноевропейской поэзии и живописи последней трети XIX века (верлен, рембо, маларме, моро, редон, гоген)
- 39. Русский символизм в литературе и искусстве: философско-эстетические концепции и художественная практика (мережковский, сологуб, брюсов, бальмонт, блок, белый,
- 40.Акмеизм и футуризм в литературе начала XX в.: философско-эстетические платформы и поэтика (гумилев, ахматова, маринетти, хлебников, маяковский, семенко).
- 41. Специфика украинской и русской «неореалистической» прозы конца хгх - начала XX века (коцюбинский, кобылянская, стефаник, чехов, бунин, андреев, куприн и др.)
- 42. «Новая драма» рубежа XIX и XX ст. (ибсен, метерлинк, чехов, горький, блок, л. Андреев, куприн)
- 43. 3Ападноевропейская модернистская проза первой половины XX ст. (джойс, кафка, пруст, камю, сартра
- 44. Ос0бенности развития украиской и советской литератур1 в первой половине XX ст. (сосюра, тычина, зеров, рыльский, горький, толстой, шолохов)
- 45. Задержанная украинская и русская литература: хвылевой, пидмогильный, кулиш, курбас,платонов, булгаков, пастернак и др.
- 46. Литература украинского и русского зарубежья (винниченко, маланюк, шмелев, бунин, зайцев).
- 47. Постмодернизм как художественно-сстеీā66ༀヰ堀6666 система второй половині XX века и его представители (у. Эко, в. Ерофеев, саша соколов, в. Пелевин, ю. Андрухович, о. Забужко).
- 48. Основные течения модернизма в живописи XX века: экспрессионизм (кирхнер идр.), кубизм (пикассо, брак), сюрреализм (шагал, дали), абстраеционизм (кандинский, малевич, мондриан).