logo
!Вопросы и ответы по истриии литературы и искус

44. Ос0бенности развития украиской и советской литератур1 в первой половине XX ст. (сосюра, тычина, зеров, рыльский, горький, толстой, шолохов)

Начало XX века в у крайне обумословленр двумя особенностяиы. С одной стороны, развитием новых направлений в литературе, а с другой позднейшими репрестями 30-х, направленных на уничтожение лучших представителей украинской интеллигенции. Пытаясь набросать общую картину, важно отметить, что начало века в Украине проходит под значительными модернистскими влияними. Они приходят с Запада в образе «Молодой музы» (Пачовский, Карманский и др.), которые группируются вокруг газеты «Свит» во Львове (1906), деятельности Н. Боронного. Такойе развитие событий можна считать достаточно логичным, так как Галичина нахадилась ближе к Западной Европе и через Польшу воспринимала все новые веяния времени. Таким образом амбициозный проэкт модернизма проходит вначале тут под знаком символизма. Поэзия становится более индивидуалистической. Вместе с этим молодомузовцы с большим энтузиазмом эксперементируют с формой, что не всегда выливается в удачную поэзию. Однако и эти эксперементы с формой, опытом парнасцев, дало мощный толчок развитию украинской литературы, которая стала выходить постепенно из народнического дискурса, хотя при этом даже молодомузовцы признавали, что всех их объединял вопрос независимости национальной культура и истории. Создание историософского мифа было неотъемлемой частью их творчества (позднее это станет одним из главных идей поэтов «пражской» и «варшавской школ»).

Симвлолистскому влиянию поддается в ранних сборниках П. Тычина. Его дебют происходит в 1907г., после которого он пишет модернистскую поэзию, ранниее эксперименты, которые он не включивв свш первый сбоник «Солнечные кларнеты» (1918) (далее — «Плуг»(20), «Вместо сонетов и октав» (20), «В космическом оркестре» (20), «Ветер с Украины» (20). Главными чертами его стиля является острый сенсуализм, синестезийность, музыкальность.

В Наднепрянской Украине в 20х возникает группировка нсокласиков (Н. Зеров, М. Рыльский, О. Бурхардт, Ю. Филипович. М. Драй-Хмара). Их печатным органом стает журнал «Книгар». В своем творчестве они орентировались на лучшие образцы мировой классики, в частности античности, они наделяют слово предметностью и возвращают ему его первоначальное значение. Через конкретику момента они выходят во вневременные пространства. Они также принимают активное участие в дискусси 25-28 гг. К сожалению, обстановка в стране не содействует их творчеству. Сталкиваясь с образом «тотального хама», неоклассики ощущали свою изолированность. Каждый из участником этого «пятерного грона» был также блестящим литературным критиком, переводчиком.

М. Рыльский начинает со сборника «На белых островах», потом - «Между осенними звездами» (18), «На узлесье» (18), «Синяя даль». Его творчество можна разделить условно на несколько этапов. Первый период - до 22-ого. Второй - классицистичный - с 22 («Синяя даль»). С поэзией Рыльского свызано понятие «сладкого мира», стремление к гармонии между человеком и природой, витальный тип воссприятия, острая цветовая насыщеннлсть, психологизация мгновения. С его творчеством соотносят акмеистическую эстетику.

В. Сосюра стал известным после гражданской войны. В эту пору в стране под влиянием окончания войны и раскрепощения человеческого духа (власть вынуждена дать больше свобод) расцветает лирика. Сосюра был очень популярным в те годы. У него вышло окоол 60-ти сборников. Главными особенностями его поэтики является имажинизм, сильно развитое лирическое начало.

В России ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Вторая половина XIX в. - начало ХХв. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, Шолохова.

Шолохов М. А. (1905- 1984) - писатель. Родился в семье приказчика. Рано обучился грамоте. Учился в церковно-приходской школе и гимназии, четыре класса которой окончил в 1918. Участвовал в гражданской войне и установлении Совегской власти на Дону. Был учителем по ликвидации безграмотности, статистиком, делопроизводителем, продовольственным инспектором. Работал в комбедах по изъятию хлеба и в 1922 был осужден условно на 1 год за превышение власти. В 1922 приехал учиться в Москву, но не смог поступить на рабфак и трудился чернорабочим, занимаясь самообразованием. В 1923 вступил в лит. группу "Молодая гвардия", затем в РАПП. В 1924 появился его рассказ "Родинка". В 1926 - первые сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь". В 1924, вернувшись в станицу Вешенскую, Шолохов начал работу над романом "Тихий Дон" (кн. 1 - 4, 1928 -1940), к-рый принес автору мировую славу. В 1932 Шолохов вступил в ВКП(б). В 1937 был избран депутатом Верховного Совета СССР, в 1939 стал академиком. В 1941 за "Тихий Дон" Шолохов был удостоен Сталинской премии 1-й степени. Вовремя Великой Отечественной войны работал в Совинформбюро, являлся военным корреспондентом "Правды" и "Красной Звезды", участвовал в боях под Смоленском. В 1943 стала печататься его кн. "Они сражались за Родину". За роман "Поднятая целина" (кн. 1 - 2, 1932 -1960) Шолохов был удостоен Ленинской премии. В 1965 Шолохов стал лауреатом Нобелевской премии. Литература:

3. История русской литературы XX века (20-90-е годы): Основные имена. - М.,1998.

4. 1 сторі я укршнсько' 1 лггератури XX ст. /заред В. Г. Дончика.: в 2-х т. -КиУв: «Либщь». - 1998.

2. ЯисонХ. В. Энтонн Ф, Основы истории искусств. - Спб., 1996.Д.