logo
!Вопросы и ответы по истриии литературы и искус

13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)

В VI и вначале V века до н. э. в культурной жизни Греции происходят важные изменения, которые привели к возникновению искусства как отдельной целостной модели мировосприятия и тем самым определил развитие всей европейской культуры. В науке этот

переворот получил название .«греческого чуда». В V в. До н. э. Афины стают мощным центром среди греческих полисов, городом-государством, центром культурного развития, где аттический диалект становится нормой речи.

В VI—V до н. э. в Греции сформировались основные формы публичного общения: религиозные праздники, народные собрания, спортивные игры, театральные представления. Покровителем театральных представлений считался бог Дионис. Культ Диониса распространился в греческих городах, в частности в Аттике, в УШ-УП в. до н. э. Дионис согласно мифам был сыном Зевса земной женщины Семелы, которая погибла в тот момент, когда по ее просьбе Зевс восстал перед ней в виде молнии. Зачатого Диониса Зевс зашил себе в ногу, откуда новый бог вскоре и произошел на свет. Двойное рождение Диониса связывалось с его двойственным характером: грозным как у Зевса и нежным Любящим как у матери, что проявилось в его экстатическом поведении (праздники в его честь называли вакханалии в честь его второго имени Вакх). Зооморфным образом бога был козел (символ плодовитости).

Сакральные песни в честь Диониса, которые исполнялись хором с зачинателем, назывались дифирамбами. Допускают, что когда рядом с запевателем появился еще другой певец, то родилась трагедия. Само слово происходит от греч- козел и - пою. Афинская трагедия последующих десятилетий унаследовала основные черты дифирамбической кантаты: хоровое пение (поочередное или одноголосное пение для двух полухоров, каждый из которых состоял из 7 человек), арии излагательного характера (монологи) солистов, дуэты (диалоги) между запевателем (корифеем) и другим исполнителем (актером), перекликание между хором и солистами. До конца эпохи театр сохранял статический характер.

Театр сформовал свою эстетику, в которой человек обретал самодостаточную ценность. Принципы заложенные «Поэтикой» Аристотеля создавали эстетику, которая в первую очередь была связана с искусством подражания (мимесиса). Трагедия была «подражанием действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем, [производимое] речью услащенной по-разному в различных ее частях, [производимое] в действии, а не повествовании и соверщающее постредством сострадания и страха очищение подобных страстей».5 Аристотель определяет власть неведомых сил над судьбой человека как неотъемлемый элемент трагедии. Зритель должен переживать это столкновение также сильно, испытывая страх. Перед ним в момент страха и сострадания должно было открыться все великолепие мирового порядка, который подкоряется фатуму. Это переживание Аристотель и называет катарсисом («очищением»).

Аристотель приписывает введение второго актера Эсхилу (525-456 гг. до н. э.), что дало возможность построить диалог между двумя певцами. Эсхил написал 90 трагедий, из которых 7 дошло до нас. Несмотря на то, что Эсхила считают основателем литературной трагедии, для его произведений характерен высокий уровень поэтической техники и развитая художественная речь. Его трагедии еще достаточно «эпические» касательно формы и концепции человека. Проблематика носит религиозно-мифический характер. Аристотель говорит о нем, что он изображает людей такими, какие они «должны быть», то есть 3 точки зрения религиозно-гражданского идеала того времени. В своих произведениях он раскрывает преимущества полисных порядков над архаическим обычаем, афинской демократии над восточной тиранией, культуры над дикостью. Среди наиболее известных трагедий -«Орестея» (идея договора между богами и людьми), «Прометей прикованный» (преимущества культуры над дикостью).

Если Эсхил воспевал афинскую демократию и стойкость законов, источником которых является божественная воля, то Софокл (496-406 гг. до н. э.) полностью пересматривает взгляды на человека, богов и государство. Прежде всего переосмысляется идея судьбы, фатума, что также связано с учением софистов. Возникает противоречие между фатумом, который стоит над человеком и внутренней людской свободой, которая стремится стать над фатумом. В этом и лежит трагичность фатума («Антигона», «Эдип-царь».

Эврипид (484-406 гг. до н. э.) - младший современник Софокла. Его творчество знаменует собой новый этап в развитии трагедии. Сюжеты его драм имеют мифологический характер. Однако понимания человека отображалось с антропоцентрической позиции. Эврипид воплотил одиночество и бессилие человека. Он приходит к жанру философско-психологической трагедии. Жанр героико-культовой трагедии отошел в прошлое с Эсхилом. Эврипид сосредотачивается на изображении индивидуальных переживаний («Медея», «Ипполит»).

Аристофан (445-385) известен как один из первых комедиографов. Комедия произошла также от культа Диониса. Само слово произошло от - гульбище и - пою. От Аристофана дошло 11 комедий. В них он выступает против нового, непатриотического искусства («Жабы»), софистов и антропологического взгляда на природу, богов, общество («Облака»), Платона и его идеи государственности («Птицы»), демократии как такой («Женщины на народных собраниях», «Осы»).