13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)
В VI и вначале V века до н. э. в культурной жизни Греции происходят важные изменения, которые привели к возникновению искусства как отдельной целостной модели мировосприятия и тем самым определил развитие всей европейской культуры. В науке этот
переворот получил название .«греческого чуда». В V в. До н. э. Афины стают мощным центром среди греческих полисов, городом-государством, центром культурного развития, где аттический диалект становится нормой речи.
В VI—V до н. э. в Греции сформировались основные формы публичного общения: религиозные праздники, народные собрания, спортивные игры, театральные представления. Покровителем театральных представлений считался бог Дионис. Культ Диониса распространился в греческих городах, в частности в Аттике, в УШ-УП в. до н. э. Дионис согласно мифам был сыном Зевса земной женщины Семелы, которая погибла в тот момент, когда по ее просьбе Зевс восстал перед ней в виде молнии. Зачатого Диониса Зевс зашил себе в ногу, откуда новый бог вскоре и произошел на свет. Двойное рождение Диониса связывалось с его двойственным характером: грозным как у Зевса и нежным Любящим как у матери, что проявилось в его экстатическом поведении (праздники в его честь называли вакханалии в честь его второго имени Вакх). Зооморфным образом бога был козел (символ плодовитости).
Сакральные песни в честь Диониса, которые исполнялись хором с зачинателем, назывались дифирамбами. Допускают, что когда рядом с запевателем появился еще другой певец, то родилась трагедия. Само слово происходит от греч- козел и - пою. Афинская трагедия последующих десятилетий унаследовала основные черты дифирамбической кантаты: хоровое пение (поочередное или одноголосное пение для двух полухоров, каждый из которых состоял из 7 человек), арии излагательного характера (монологи) солистов, дуэты (диалоги) между запевателем (корифеем) и другим исполнителем (актером), перекликание между хором и солистами. До конца эпохи театр сохранял статический характер.
Театр сформовал свою эстетику, в которой человек обретал самодостаточную ценность. Принципы заложенные «Поэтикой» Аристотеля создавали эстетику, которая в первую очередь была связана с искусством подражания (мимесиса). Трагедия была «подражанием действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем, [производимое] речью услащенной по-разному в различных ее частях, [производимое] в действии, а не повествовании и соверщающее постредством сострадания и страха очищение подобных страстей».5 Аристотель определяет власть неведомых сил над судьбой человека как неотъемлемый элемент трагедии. Зритель должен переживать это столкновение также сильно, испытывая страх. Перед ним в момент страха и сострадания должно было открыться все великолепие мирового порядка, который подкоряется фатуму. Это переживание Аристотель и называет катарсисом («очищением»).
Аристотель приписывает введение второго актера Эсхилу (525-456 гг. до н. э.), что дало возможность построить диалог между двумя певцами. Эсхил написал 90 трагедий, из которых 7 дошло до нас. Несмотря на то, что Эсхила считают основателем литературной трагедии, для его произведений характерен высокий уровень поэтической техники и развитая художественная речь. Его трагедии еще достаточно «эпические» касательно формы и концепции человека. Проблематика носит религиозно-мифический характер. Аристотель говорит о нем, что он изображает людей такими, какие они «должны быть», то есть 3 точки зрения религиозно-гражданского идеала того времени. В своих произведениях он раскрывает преимущества полисных порядков над архаическим обычаем, афинской демократии над восточной тиранией, культуры над дикостью. Среди наиболее известных трагедий -«Орестея» (идея договора между богами и людьми), «Прометей прикованный» (преимущества культуры над дикостью).
Если Эсхил воспевал афинскую демократию и стойкость законов, источником которых является божественная воля, то Софокл (496-406 гг. до н. э.) полностью пересматривает взгляды на человека, богов и государство. Прежде всего переосмысляется идея судьбы, фатума, что также связано с учением софистов. Возникает противоречие между фатумом, который стоит над человеком и внутренней людской свободой, которая стремится стать над фатумом. В этом и лежит трагичность фатума («Антигона», «Эдип-царь».
Эврипид (484-406 гг. до н. э.) - младший современник Софокла. Его творчество знаменует собой новый этап в развитии трагедии. Сюжеты его драм имеют мифологический характер. Однако понимания человека отображалось с антропоцентрической позиции. Эврипид воплотил одиночество и бессилие человека. Он приходит к жанру философско-психологической трагедии. Жанр героико-культовой трагедии отошел в прошлое с Эсхилом. Эврипид сосредотачивается на изображении индивидуальных переживаний («Медея», «Ипполит»).
Аристофан (445-385) известен как один из первых комедиографов. Комедия произошла также от культа Диониса. Само слово произошло от - гульбище и - пою. От Аристофана дошло 11 комедий. В них он выступает против нового, непатриотического искусства («Жабы»), софистов и антропологического взгляда на природу, богов, общество («Облака»), Платона и его идеи государственности («Птицы»), демократии как такой («Женщины на народных собраниях», «Осы»).
- 1. Художественный образ: специфика и функции
- 2.Эстетические свойства литературы и искусства
- 3. Литература и искусство как формы познания действительности.
- 4. Литература как вид искусства; другие разновидности искусства.
- 5. Место литературы и искусства в системе культуры.
- 6. Национальная специфика литературы; роль литературы в социально-исторической жизни нации.
- 7. Взаимоотношение между литературой, мифологией и фольклором.
- 8. Миф, его специфика и функции. Мифы древней греции и рима. Их роль в развитии европейской литературы.
- 9. Основные этапы развития мировой литературы.
- 10. Литературное направление, течение, школа.
- 11. Литературные роды и жанры.
- 12. Мифологическая основа «иллиады» и «одиссеи» гомера; переход от мифа к эпопее.
- 13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)
- 14. Литература, живопись и архитектура западноевропейского средневековья.
- 15. Литература киевской руси: система жанров, проблематика, взаимодействие с другими видами искусства.
- 16. «Слово о полку игореве»: историческая основа и художественный мир.
- 17. Концепция человека и художественные формы его изображения в лирике, новеллистике и
- 18. «Смеховой мир» романов эпохи возрождения («гаргантюа и пантагрюэль» рабле)
- 19. Театр в. Шекспира: специфика художественного конфликта и героев, этико-философская
- 20. Эстетика барокко и его особенности в западноевропейской, украинской и русской литературе.
- 21. Теоретические основы классицизма: взаимовсязь с философией, система жанров, поэтика.
- 23. Специфика классицизма в украинской и русской литературе и искусстве (феофан прокопович, кантемир, тредиаковский, ломоносов, сумароков, державин, фонвизин).
- 24. Нравственно-философская проблематика и художественный мир романов просвещения (свифта, дефо, вольтера и др.)
- 25. Литература и искусство западноевропейского сентиментализма (т. Грей, стерна, руссо, гете)
- 26. Просветительство в восточнославянских литературах и культурах (новиков, радищев, крылов)
- 27. Специфика сентиментализма в восточнославянских литературах и искусстве (карамзин, жуковский)
- 28. Философские, этические и эстетические взгляды г. Сковороды в контексте культуры XVIII ст.
- 29. Художественное наследие г. Сковороды и его роль в развитии украинской литературы.
- 30.Tbop4ectbo и. П. Котляревского: идейно-художественное своеобразие, место и значение в художественной литературе.
- 31. Литература и искусство западноевропейского романтизма: концепция мира и человека, поэтика, жанры (блейк, гойя, новалис, в. Скотт, дж. Байрон, гюго и др.)
- 32. Романтизм в русской и украинской литературе (пушкин, лермонтов, гоголь. Шквчкнко).
- 33. Мир и человек в западноевропейском реалистическом романе первой половины XIX века (диккенс, теккерей, стендаль, бальзак).
- 34 Социально-психологическая проблематика и нравственно-
- 36. Реализм в русской и украинской живописи («передвижники», крамской, ге, репин) и музыке («могучая кучка»).
- 37. Западноевропейская проза и искусство второй половины XIX века (бодлер, леконт де лиль, э мане, э дега, к. Моне
- 38 Символизм в западноевропейской поэзии и живописи последней трети XIX века (верлен, рембо, маларме, моро, редон, гоген)
- 39. Русский символизм в литературе и искусстве: философско-эстетические концепции и художественная практика (мережковский, сологуб, брюсов, бальмонт, блок, белый,
- 40.Акмеизм и футуризм в литературе начала XX в.: философско-эстетические платформы и поэтика (гумилев, ахматова, маринетти, хлебников, маяковский, семенко).
- 41. Специфика украинской и русской «неореалистической» прозы конца хгх - начала XX века (коцюбинский, кобылянская, стефаник, чехов, бунин, андреев, куприн и др.)
- 42. «Новая драма» рубежа XIX и XX ст. (ибсен, метерлинк, чехов, горький, блок, л. Андреев, куприн)
- 43. 3Ападноевропейская модернистская проза первой половины XX ст. (джойс, кафка, пруст, камю, сартра
- 44. Ос0бенности развития украиской и советской литератур1 в первой половине XX ст. (сосюра, тычина, зеров, рыльский, горький, толстой, шолохов)
- 45. Задержанная украинская и русская литература: хвылевой, пидмогильный, кулиш, курбас,платонов, булгаков, пастернак и др.
- 46. Литература украинского и русского зарубежья (винниченко, маланюк, шмелев, бунин, зайцев).
- 47. Постмодернизм как художественно-сстеీā66ༀヰ堀6666 система второй половині XX века и его представители (у. Эко, в. Ерофеев, саша соколов, в. Пелевин, ю. Андрухович, о. Забужко).
- 48. Основные течения модернизма в живописи XX века: экспрессионизм (кирхнер идр.), кубизм (пикассо, брак), сюрреализм (шагал, дали), абстраеционизм (кандинский, малевич, мондриан).