17. Концепция человека и художественные формы его изображения в лирике, новеллистике и
ЖИВОПИСИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Начиная с XIV века, в Европе постепенно формируется новый исторический этап культуры, который позднее назвали Возрождение! или Ренессансом. Первым это название употребил в XVI в. итальянский историк искусства Дж. Вазари, желая подчеркнуть факт возвращен изобразительного искусства той эпохи к античным канонам.
Различают Раннее (XIV в.), Высокое (XV и XVI в.) и Позднее Возрождение (конец XVI - начало XVII в.). Возрождение началось Италии, на родине античности. В итальянском Возрождение делится также на три периода: Ранний - «Треченто»(Х1У), преставителями которого является флорентийская троица: Данте, Петрарка и Боккаччо, зрелый период - «Квартаченто» (XV), эпоха гуманисте (Луиджи Пульчи, Маттео Баярдо, Анджело Полициано), и поздний период - «Чиквиченто (XVI), который переходит в барокко (Людовш Ариосто, Микельанджело Буонаротти, Никколо Макиавелли, Торквато Тассо, Томмазо Кампанелла).
Центрами ренессансной культуры стали прежде всего молодые города, где зарождались новые буржуазные отношения. Начала формироваться новая социальная прослойка - бюргерство, вместе с которым возникала новая психология жизни, в основе которой лежа; земное бытие, земной успех и слава. Это новая жизненная философия в своих главных чертах совпадало с античной и существенно отличала' от средневековой, в основе которой лежал страх перед жизнью как перед страной греха.6
Эпоха Возрождения сформировало новое понимание человека и смысла жизни, общества и красоты. Гуманисты начали рассматривать мир, человека в нем, не с теоцентрической, а с антропоцентрической точки зрения, что во многом корелировало с античными взглядам Первыми популяризаторами всего римского, а потом и греческого в Италии были Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо. Настоящий всплеск в изучен! античности и в гуманистическом движении произошел в XV веке, когда в Италию стали переселятся из захваченной турками Византии (145 ученые. Они принесли с собой знание греческой философии, например Платона, и литературы, в частности Гомера. Среди гуманистов рядом латинским языком стал популярный и греческий. В эпоху Возрождения в Италии зародилась интеллигенция.7
Возрождение использовало и средневековый опыт. Наиболее ярким примером этому - явление христианского гуманизма, принцип которого были сформулированы нидерландским ученым Эразмом Роттердамским - счастье человека в земной жизни является одним положений христианской этики. Вместе с этим в жизни, не в последнюю очередь в искусстве, вследствие эмансипации от средневековой аскез распространялись тенденции стихийного сенсуализма, который выражался в желании чувственных наслаждений и в поэтизации их в искусств
Ренессанс стал эпохой расцвета авторской литературы, где утверждалась индивидуальная точка зрения на мир и красоту. Писатель с: ставал таким микрокосмом, миром. Это требовало определенной кругозорной и эстетической широты, восприимчивости и терпения, умен сердцем отзываться на чувства других. Так у Данте поэтика любви связана с влиянием неоплатонизма, которая рассматривала земную красу как отображение небесной. Высшие атрибуты Бога (мудрость, чистота, совершенство) могут быть восприняты человеком не непосредственно только благодаря чувственному созерцанию. Таким образом, речь идет о физической красоте, в частности женской. В поэтической любовной биографии «Новая жизнь» поэт воспевает красоту юной дамы Беатриче.
Основателем ренессансной лирической поэзии стал Петрарка. Главной темой его лирики в сборнике «Песни» воспевание прекрасной дамы Лауры и ее красоты. До нашего времени дошло 360 его сонетов и канцон, написаных на итальянском. Фактически Петрарка создал и узаконил жанр сонета. В его поэзии утверждалась не только поэтика новой, ренессансной любви, но и утверждалась эти любви как ценности европейской культуры.
Боккаччо как и Петрарка поддался влиянию Данте. Сот песен «Комедии» явлютя аллюзией на сто новел «Декамерона» - сборника, написаного в начале 1350-х. Сборник был объединен единой сюжетной рамой. Во время эпидемии чумы во Флоренции (реальная история) десять молодых людей и дам собираются в предместье, где, откинувши страх смерти, жизнерадостно рассказывают друг другу истории. Главно, что все это истории про реальных людей, про людей далеко не идеального поведения, истории, которые вызывают у Бокаччо искреннее сочувствие. Впервые автор акцентирует внимание на отношения людей не по вертикали (средневековая литература, рыцарские романы, эпосы), а по горизонтали. Между людьми в новелах Боккаччо установливаются естественные, доверительные, открытые отношения. Основная творческая парадигма Боккаччо определяется переосмыслением психологическо-поведенческого стереотипа. Итальянский исследователь В. Бранка выделяет целый пласт шутливых и эротических новел, что свидетельствует об эмансипации юмора, выражение радости от духовного освобождения от средневековых ограничений. Список использованой литературы: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с франц. - М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - с. 302.
Петров М. Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. -Л.: Наука, 1982; Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль
(Итальянские гуманисты:стиль жизни, стиль мышления. - М, Наука, 1978
- 1. Художественный образ: специфика и функции
- 2.Эстетические свойства литературы и искусства
- 3. Литература и искусство как формы познания действительности.
- 4. Литература как вид искусства; другие разновидности искусства.
- 5. Место литературы и искусства в системе культуры.
- 6. Национальная специфика литературы; роль литературы в социально-исторической жизни нации.
- 7. Взаимоотношение между литературой, мифологией и фольклором.
- 8. Миф, его специфика и функции. Мифы древней греции и рима. Их роль в развитии европейской литературы.
- 9. Основные этапы развития мировой литературы.
- 10. Литературное направление, течение, школа.
- 11. Литературные роды и жанры.
- 12. Мифологическая основа «иллиады» и «одиссеи» гомера; переход от мифа к эпопее.
- 13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)
- 14. Литература, живопись и архитектура западноевропейского средневековья.
- 15. Литература киевской руси: система жанров, проблематика, взаимодействие с другими видами искусства.
- 16. «Слово о полку игореве»: историческая основа и художественный мир.
- 17. Концепция человека и художественные формы его изображения в лирике, новеллистике и
- 18. «Смеховой мир» романов эпохи возрождения («гаргантюа и пантагрюэль» рабле)
- 19. Театр в. Шекспира: специфика художественного конфликта и героев, этико-философская
- 20. Эстетика барокко и его особенности в западноевропейской, украинской и русской литературе.
- 21. Теоретические основы классицизма: взаимовсязь с философией, система жанров, поэтика.
- 23. Специфика классицизма в украинской и русской литературе и искусстве (феофан прокопович, кантемир, тредиаковский, ломоносов, сумароков, державин, фонвизин).
- 24. Нравственно-философская проблематика и художественный мир романов просвещения (свифта, дефо, вольтера и др.)
- 25. Литература и искусство западноевропейского сентиментализма (т. Грей, стерна, руссо, гете)
- 26. Просветительство в восточнославянских литературах и культурах (новиков, радищев, крылов)
- 27. Специфика сентиментализма в восточнославянских литературах и искусстве (карамзин, жуковский)
- 28. Философские, этические и эстетические взгляды г. Сковороды в контексте культуры XVIII ст.
- 29. Художественное наследие г. Сковороды и его роль в развитии украинской литературы.
- 30.Tbop4ectbo и. П. Котляревского: идейно-художественное своеобразие, место и значение в художественной литературе.
- 31. Литература и искусство западноевропейского романтизма: концепция мира и человека, поэтика, жанры (блейк, гойя, новалис, в. Скотт, дж. Байрон, гюго и др.)
- 32. Романтизм в русской и украинской литературе (пушкин, лермонтов, гоголь. Шквчкнко).
- 33. Мир и человек в западноевропейском реалистическом романе первой половины XIX века (диккенс, теккерей, стендаль, бальзак).
- 34 Социально-психологическая проблематика и нравственно-
- 36. Реализм в русской и украинской живописи («передвижники», крамской, ге, репин) и музыке («могучая кучка»).
- 37. Западноевропейская проза и искусство второй половины XIX века (бодлер, леконт де лиль, э мане, э дега, к. Моне
- 38 Символизм в западноевропейской поэзии и живописи последней трети XIX века (верлен, рембо, маларме, моро, редон, гоген)
- 39. Русский символизм в литературе и искусстве: философско-эстетические концепции и художественная практика (мережковский, сологуб, брюсов, бальмонт, блок, белый,
- 40.Акмеизм и футуризм в литературе начала XX в.: философско-эстетические платформы и поэтика (гумилев, ахматова, маринетти, хлебников, маяковский, семенко).
- 41. Специфика украинской и русской «неореалистической» прозы конца хгх - начала XX века (коцюбинский, кобылянская, стефаник, чехов, бунин, андреев, куприн и др.)
- 42. «Новая драма» рубежа XIX и XX ст. (ибсен, метерлинк, чехов, горький, блок, л. Андреев, куприн)
- 43. 3Ападноевропейская модернистская проза первой половины XX ст. (джойс, кафка, пруст, камю, сартра
- 44. Ос0бенности развития украиской и советской литератур1 в первой половине XX ст. (сосюра, тычина, зеров, рыльский, горький, толстой, шолохов)
- 45. Задержанная украинская и русская литература: хвылевой, пидмогильный, кулиш, курбас,платонов, булгаков, пастернак и др.
- 46. Литература украинского и русского зарубежья (винниченко, маланюк, шмелев, бунин, зайцев).
- 47. Постмодернизм как художественно-сстеీā66ༀヰ堀6666 система второй половині XX века и его представители (у. Эко, в. Ерофеев, саша соколов, в. Пелевин, ю. Андрухович, о. Забужко).
- 48. Основные течения модернизма в живописи XX века: экспрессионизм (кирхнер идр.), кубизм (пикассо, брак), сюрреализм (шагал, дали), абстраеционизм (кандинский, малевич, мондриан).