46. Литература украинского и русского зарубежья (винниченко, маланюк, шмелев, бунин, зайцев).
Украинская литература в эмиграции формировалась вокруг двух центров: поэты «пражской» (О. Олесь, Ю. Дараган, О. Стефанович, О. Ольжич, О Лятуринская, О. Телига, Л. Мосендз) и «варшавской» школ (Н. Левицкая-Холодная, Е. Маланюк, Ю. Липа). Это разделение достаточно условное, так как все одни были из Галичины и часто встречались то в Праге, то в Варшаве. Их творчество объединяло общее стремление создать историкософский миф, для украинского народа. Стилистически они много общего имеют с неокласиками, однако каждый из них самобытен и интересен. Важно сказать про эстетику чина, которая объединяла их творчество.
Среди российской эммиграции отметим тследущих писателей: Шмелев, Бунин, Зайцев.
Шмелев Иван Сергеевич (1873—1950) — прозаик, публицист. Родился в Кадашевской слободе, затем семья переехала в собств. дом на Б КЯПУЖГ.КОЙ УП'.: ппепки — из кпестьян-стяппнепон Кпгпполокогп уезля Мпсжпнскпй Губепнии Окончив гимназию Шмелев посгупяет ня юпилфакультет Московского университетата. В пору студенчества (1894-98) заявляет о себе как писатель: в июльск. номере «Русского богатства» за 1895 опубликовал его рассказ «У мельницы».
В 1905 начинает печататься з «Русской мысли», «Детском чтении», а получив з 1907 отставку, поселяется в Москве и целиком уходит в литературную работу. С начала первой мировой войны Шмелев переселяется в калужское имение; сборником «Суровые дни» (М., 1916) он откликается на бедствия и тяготы войны. В 1916 ушел на фронт его единственный, сын Сергей, и неприятие войны как человеческой бойни, самоистребления озверевших людей нарастает и получает отражение в повести «Это было» (М., 1919). Демокр. иллюзии, питавшие про-грес. интеллигенцию, заставили Шмелев горячо приветствовать Февр. революцию.
Об эмиграции писатель не помышлял. Смерть сына потрясла его, и вместе с женой едва перебравшись в Москву, начали хлопотать о выезде за границу, куда зовут Бунин и Зайцев. В 1922 Шмелевы выезжают в Берлин, через два месяца перебираются в Париж, лето проводят у Буниных в Грасе, на юге Франции, где Шмелелев «Солнце мертвых».
Сразу переведенная на иностранные языки эпопея «Солнце мертвых» (Париж, 1926) стала первым произв. Шмелева о послереволюционной России. Он печатается в газете «Руль», «Сегодня» и др. Большинство произведения Шмелева, написанных до 1930-х («Про одну старуху», 1925; «На пеньках», 1925; романы «История любовная», 1927; «Солдаты», 1930), были опубликованы в «СЗ». Два сборника дореволюционных рассказов появились в совеиской России: «Забавное приключение» (1927) и «Стена» (1928). Главной темой творчества автора в 20-х становятся разверзшаяся духовная бездна и нравственное одичание человека. Чувством утраты родины и светом воспоминаии о минувшем пронизаны выходящие в Париже сборники рассказов и очерков писателя: «Про одну старуху. Новые рассказы о России» (1927), «Степное чудо. Сказки» (1927), «Свет разума. Новые рассказы о России» (1928), «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной» (1929), «Родное. Про нашу Россию». (1931).
В Европе Шмелев так и не сумел прижиться, не смог принять ее прагматизма, рационалистичности; его рассказы о судьбах русских за рубежом, романы на ту же тему «Няня из Москвы» . Постепенно все мотивы его творчества переплавляются в одной всеобъемлющей теме -Россия. Не столько из-за монархизма воззрений, которые никогда не были у Шмелева ярко выражены, сколько благодаря своему православию — «исконному, кондовому, наполняющему жизнь и самому по себе являющемуся политической программой», ШМЕЛЕВ находился на крайнем правом фланге эмиграции.
Опытом «духовного романа» стали задуманные как тетралогия «Пути небесные»; первый том ром. был завершен в 1936. Это последнее произведение писателя посвящено его жене, и в основу его положена реальная история, связанная с обстоятельствами жизни и брака родного дяди О.А.Шмелевой.
Зайцев Борис Константинович дебютировал 15 июля 1901 рассказом-эскизом «В дороге» в московской газете «Курьер». Л. Андреев ввел его в кружок московских неореалистов «Среда», группировавшийся вокруг Н.Ц.Телешова. Стиль его ранних рассказов — сочетание натуралистического модерна с лирическим преклонением перед тайной мироздания, навеянным чтением пантеистически воспринятого Вл.Соловьева, а также влиянием И.Бунина, с которым, познакомился в 1902. Период ученичества — открытие Данте, интерес к поискам современников, частые, начиная с 1902, поездки в горячо любимую Италию — был подытожен переводческой работой. («Искушение св. Антония», «Простое сердце» Г.Флобера, а также «Ватека» У.Бекфорда)
В первой книге «Рассказы» отразился спектр увлечений писателя (от натуралистического бытописательства до импрессионистических «песен настроений»). Автор книг «Рассказы» (СПб., 1909), «Рассказы» (СПб., 1911), «Усадьба Ланиных» (М., 1914), которые наряду с первой книгой рассказов составили т. 1-3 («Тихие зори», «Полковник Розов», «Сны»)
Бунин Иван Алексеевич (1870 — 1953) — прозаик, поэт, переводчик. Как художник сложился и получил признание в 1890-е. Выходец из семьи, принадлежащей к древнему, но обедневшему дворянскому роду. Мастер пейзажной, любовной, философской лирики, короткого рассказа, поэм, трагичности бытия, глубоко драматич. основам русского национального характера, Бунин входит в полосу расцвета своего дореволюционного творчества в 1910-е: «Иоанн Рыдалец: Рассказы и стихи 1912-13 гг.» (М., 1913); «Чаша жизни»: Рассказы 1913-14 гг.» (М., 1915); «Господин из Сан-Франциско».
Б. не пережил за рубежом никакого «слома», «кризиса». Напротив, жизнь вдали от России, в Париже и Трасе, драма эмиграции обозначили перед ним новые горизонты и позволили раскрыться дремавшим возможностям. Эмигр. творчество Б. рассматривается как развитие, как обретение нового смысла. Обращенные вспять симпатии обретают четкую социальную установку. Не принимая новой действительности, которая «царит уже крепко, входит уже в колею, в будни», герой рассказа «Несрочная весна» (1921) целиком чувствует себя в мире мертвых, «навсегда и блаженно утвердившихся в своей неземной обители». Смерть оказывается в поздних произв. Б. не только разре-шительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы. Рассказы 1920-х пронизывает чувство одиночества, изоляции человека от ему подобных.
Важнейшей в творчестве Бунина является тема любви. Он описывал любовь во всех состояниях, умел найти ее даже там, где ее еще нет («Сестрица», 1930), где она едва брезжит и никогда не сбудется («Старый порт», 1927) и где томится неузнанная («Ида», 1925), и где переходит в страсть («Убийца», 1930) или не обнаруживает своего прошлого, подвластного разрушит, времени («В ночном море», 1923). В рассказе «Дело корнета Елагина» (1925) намечаются общие точки соприкосновения неореализма Б. с русского символизмом, к-рый он так яростно отвергал и у которого давно сформировалась концепция смерти как освобождения. Роман «Жизнь Арсеньева» (начал печататься в «СЗ» с 1928) — наиб, значительное произведение Бунинской эмиграционной поры. Литература:
Координата. Антолопя поезп./упоряд. Б. Бойчук 1 Б. Фізер. -Сучаснють, 1969. — ТІ.
2. Литературная энциклопедия русского зарубежья 1918-1940 / ред. А.Н. Николюкин. - М., 1997.
- 1. Художественный образ: специфика и функции
- 2.Эстетические свойства литературы и искусства
- 3. Литература и искусство как формы познания действительности.
- 4. Литература как вид искусства; другие разновидности искусства.
- 5. Место литературы и искусства в системе культуры.
- 6. Национальная специфика литературы; роль литературы в социально-исторической жизни нации.
- 7. Взаимоотношение между литературой, мифологией и фольклором.
- 8. Миф, его специфика и функции. Мифы древней греции и рима. Их роль в развитии европейской литературы.
- 9. Основные этапы развития мировой литературы.
- 10. Литературное направление, течение, школа.
- 11. Литературные роды и жанры.
- 12. Мифологическая основа «иллиады» и «одиссеи» гомера; переход от мифа к эпопее.
- 13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)
- 14. Литература, живопись и архитектура западноевропейского средневековья.
- 15. Литература киевской руси: система жанров, проблематика, взаимодействие с другими видами искусства.
- 16. «Слово о полку игореве»: историческая основа и художественный мир.
- 17. Концепция человека и художественные формы его изображения в лирике, новеллистике и
- 18. «Смеховой мир» романов эпохи возрождения («гаргантюа и пантагрюэль» рабле)
- 19. Театр в. Шекспира: специфика художественного конфликта и героев, этико-философская
- 20. Эстетика барокко и его особенности в западноевропейской, украинской и русской литературе.
- 21. Теоретические основы классицизма: взаимовсязь с философией, система жанров, поэтика.
- 23. Специфика классицизма в украинской и русской литературе и искусстве (феофан прокопович, кантемир, тредиаковский, ломоносов, сумароков, державин, фонвизин).
- 24. Нравственно-философская проблематика и художественный мир романов просвещения (свифта, дефо, вольтера и др.)
- 25. Литература и искусство западноевропейского сентиментализма (т. Грей, стерна, руссо, гете)
- 26. Просветительство в восточнославянских литературах и культурах (новиков, радищев, крылов)
- 27. Специфика сентиментализма в восточнославянских литературах и искусстве (карамзин, жуковский)
- 28. Философские, этические и эстетические взгляды г. Сковороды в контексте культуры XVIII ст.
- 29. Художественное наследие г. Сковороды и его роль в развитии украинской литературы.
- 30.Tbop4ectbo и. П. Котляревского: идейно-художественное своеобразие, место и значение в художественной литературе.
- 31. Литература и искусство западноевропейского романтизма: концепция мира и человека, поэтика, жанры (блейк, гойя, новалис, в. Скотт, дж. Байрон, гюго и др.)
- 32. Романтизм в русской и украинской литературе (пушкин, лермонтов, гоголь. Шквчкнко).
- 33. Мир и человек в западноевропейском реалистическом романе первой половины XIX века (диккенс, теккерей, стендаль, бальзак).
- 34 Социально-психологическая проблематика и нравственно-
- 36. Реализм в русской и украинской живописи («передвижники», крамской, ге, репин) и музыке («могучая кучка»).
- 37. Западноевропейская проза и искусство второй половины XIX века (бодлер, леконт де лиль, э мане, э дега, к. Моне
- 38 Символизм в западноевропейской поэзии и живописи последней трети XIX века (верлен, рембо, маларме, моро, редон, гоген)
- 39. Русский символизм в литературе и искусстве: философско-эстетические концепции и художественная практика (мережковский, сологуб, брюсов, бальмонт, блок, белый,
- 40.Акмеизм и футуризм в литературе начала XX в.: философско-эстетические платформы и поэтика (гумилев, ахматова, маринетти, хлебников, маяковский, семенко).
- 41. Специфика украинской и русской «неореалистической» прозы конца хгх - начала XX века (коцюбинский, кобылянская, стефаник, чехов, бунин, андреев, куприн и др.)
- 42. «Новая драма» рубежа XIX и XX ст. (ибсен, метерлинк, чехов, горький, блок, л. Андреев, куприн)
- 43. 3Ападноевропейская модернистская проза первой половины XX ст. (джойс, кафка, пруст, камю, сартра
- 44. Ос0бенности развития украиской и советской литератур1 в первой половине XX ст. (сосюра, тычина, зеров, рыльский, горький, толстой, шолохов)
- 45. Задержанная украинская и русская литература: хвылевой, пидмогильный, кулиш, курбас,платонов, булгаков, пастернак и др.
- 46. Литература украинского и русского зарубежья (винниченко, маланюк, шмелев, бунин, зайцев).
- 47. Постмодернизм как художественно-сстеీā66ༀヰ堀6666 система второй половині XX века и его представители (у. Эко, в. Ерофеев, саша соколов, в. Пелевин, ю. Андрухович, о. Забужко).
- 48. Основные течения модернизма в живописи XX века: экспрессионизм (кирхнер идр.), кубизм (пикассо, брак), сюрреализм (шагал, дали), абстраеционизм (кандинский, малевич, мондриан).