27. Специфика сентиментализма в восточнославянских литературах и искусстве (карамзин, жуковский)
Последнее десятилетие XVIII в. — время расцвета сентиментализма и зарождение преромантизма в России. Проникновение в русскую литературу элементов сентиментализма начинается уже в 60—70-х годах. Особенно заметно оно в творчестве М. М. Хераскова и поэтов е круга, объединившихся в московском университетском журнале «Полезное увеселение» (1760—1762). Гражданской поэзии классицизма предвестники сентиментализма противополагают идеал нравственного воспитания личности, поэзию «тихого» покоя и мечтательно уединения. Богатой питательной почвой для сентиментализма явилось увлечение масонством.
Наиболее выдающимся деятелем русского сентиментализма был Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) — теоретик это литературного направления, практически развивший его принципы в своих произведениях.
Ранний период творчества Карамзина связан с кругом Новикова. Он разделял интерес своих друзей из круга масонов к проблем; этическим, их стремление к внутреннему самопознанию и нравственному самоусовершенствованию. В то же время уже с молодых лет Карамзин испытал воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения. Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.)- Карамзин формировался под широким влияниием западноевропейской культуры. Особенно сильным было воздействие, оказанное на Карамзина творчеством Руссо.
Основной пафос эстетики Карамзина выражает статья «Что нужно автору?» (1793). Объявляя здесь чувство главным двигателем творческого процесса, Карамзин заявляет, что только «доброе, нежное сердце», воодушевленное «желанием всеобщего блага», сочувстви*«всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему», дает писателю право браться за перо. Примечательны также «Письма русского путешественника» (первая часть напечатана в 1791 г.), явившиеся итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 по сентябрь 1790 г.).
Карамзин побывал в Германии, Швейцарии, в Париже и Лондоне. Его «Письма» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни западноевропейских стран, описание их исторических и художественных достопримечательностей. «Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791—1792). Наряду со стихами и прозой в журнале систематически помещались разборы новых книг, рецензии на спектакли. Немалую роль он сыграл в ознакомлении русского читателя с классическими произведениями и новинками зарубежной литературы.
В «Московском журнале» появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792). В основу ее положен сюжет, широко распространенный в литературе сентиментализма: трогательная и трагическая судьба соблазненной молодым дворянином чистой душой девушки из крестьянской среды. Поэтический образ Лизы обрисован Карамзиным как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотвержения. Лаконизм повествования, тонкость художественного письма, умение сделать читателя соучастником переживаний героев — все это было ново для русского читателя.
Среди прозаических опытов Карамзина и образцы бессюжетной лирической прозы («Деревня», 1791; «Цветок на гроб моего Агатона»); несколько вариантов любовно-психологической повести из современной жизни («Юлия», 1796; «Бедная Лиза»); ироническая повесть-сказка («Прекрасная царевна и щастливый Карла»); и рассказ-миниатюра («Остров Борнгольм», 1794); и полная романтической экзотики, бурная «Сиерра-Морена» (1795); и философско-психологический очерк («Чувствительный и холодный», 1803); и написанная от первого лица сатира на тип современного дворянина («Моя исповедь», 1802); и повествование о кротком и трудолюбивом безвестном русском герое, всегда довольном своей участью и проникнутом верой в благость Провидения; и незавершенный опыт романа о «сентиментального воспитании» типичного героя эпохи («Рыцарь нашего времени», 1802—1803); и две — разные по типу — исторические повести («Наталья боярская дочь», 1792, и «Марфа-посадница», 1803). Пейзажные зарисовки, лирические медитации, элегии в прозе делают достоянием его прозы мотивы, которые прежде были исключительным владением поэзии. Большое значение приобретают сложные перифразы, психологически* эпитеты, лексические и синтаксические повторы, звукопись, приемы музыкально-ритмического построения.
Карамзин переводит Лессинга и Шекспира, хотя сам не пишет для сцены. Вслед за «Московским журналом» Карамзин основывает I 1802—1803 гг. «Вестник Европы». Появившиеся здесь критические, публицистические, исторические статьи и фрагменты подготовили вторую повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» — на тему о взятии Новгорода Иваном III. Важным этапом для Карамзина — писатель и историка стала многотомная «История государства Российского» (опубл. 1816—1829).
И в прозе, и в стихах (шутливая поэма «Илья Муромец», баллада «Граф Гваринос», «Осень», «Меланхолия») Карамзин стремился: устранить разрыв между языком письменным, книжным и разговорным языком «хорошего» общества. Языковая реформа Карамзин; противостояла ломоносовскому принципу «трех штилей». Отвергая архаизированный высокий слог классической трагедии и оды, как и бытовое просторечие низкого, Карамзин ориентировался на единый для всех литературных жанров «средний» слог. Нормой для Карамзина служи, разговорный язык образованного общества, язык дворянской интеллигенции.
К началу творчества Карамзина, а несколько позднее также и Жуковского, процесс этот продолжался. Но к нему прибавилось и другое более важное обстоятельство. К 90-м годам, в атмосфере потрясающей все устои старого правопорядка Великой французской революции русский дворянский абсолютизм окончательно утерял свою былую общенациональную прогрессивность, стал собственно реакционной властью силой, препятствующей национальному развитию, несмотря на проявляющиеся подчас симптомы показного «либерализма» Поэтом; «миросозерцание» дворянского «стоицизма» активизировалось и углубилось, найдя свое более отчетливое и осознанное выражение сначала произведениях и литературной программе Карамзина, позднее в поэзии Жуковского.
Жуковский был талантливым и оригинальным преемником автора «Бедной Лизы». Он значительно углубил идейное содержание литературе того течения, к которому они оба принадлежали,- раскрыв в нем такие мотивы, которых еще не было у Карамзина. Но вместе с те! он еще более ограничил в своем творчестве состав его жанров. Жуковский вошел в литературу как выдающийся лирик, а позднее и лиро-эпш Но и в содержании своей лирики, идя первоначально по следам своих предшественников, он вскоре отказался от некоторых мотивов, для развития которых в его творчестве, очевидно, вообще не было объективных оснований.
Список литературы:
-
История всемирной литературы: В 9 т. -Т. 5.- М., 1983-1988
- 1. Художественный образ: специфика и функции
- 2.Эстетические свойства литературы и искусства
- 3. Литература и искусство как формы познания действительности.
- 4. Литература как вид искусства; другие разновидности искусства.
- 5. Место литературы и искусства в системе культуры.
- 6. Национальная специфика литературы; роль литературы в социально-исторической жизни нации.
- 7. Взаимоотношение между литературой, мифологией и фольклором.
- 8. Миф, его специфика и функции. Мифы древней греции и рима. Их роль в развитии европейской литературы.
- 9. Основные этапы развития мировой литературы.
- 10. Литературное направление, течение, школа.
- 11. Литературные роды и жанры.
- 12. Мифологическая основа «иллиады» и «одиссеи» гомера; переход от мифа к эпопее.
- 13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)
- 14. Литература, живопись и архитектура западноевропейского средневековья.
- 15. Литература киевской руси: система жанров, проблематика, взаимодействие с другими видами искусства.
- 16. «Слово о полку игореве»: историческая основа и художественный мир.
- 17. Концепция человека и художественные формы его изображения в лирике, новеллистике и
- 18. «Смеховой мир» романов эпохи возрождения («гаргантюа и пантагрюэль» рабле)
- 19. Театр в. Шекспира: специфика художественного конфликта и героев, этико-философская
- 20. Эстетика барокко и его особенности в западноевропейской, украинской и русской литературе.
- 21. Теоретические основы классицизма: взаимовсязь с философией, система жанров, поэтика.
- 23. Специфика классицизма в украинской и русской литературе и искусстве (феофан прокопович, кантемир, тредиаковский, ломоносов, сумароков, державин, фонвизин).
- 24. Нравственно-философская проблематика и художественный мир романов просвещения (свифта, дефо, вольтера и др.)
- 25. Литература и искусство западноевропейского сентиментализма (т. Грей, стерна, руссо, гете)
- 26. Просветительство в восточнославянских литературах и культурах (новиков, радищев, крылов)
- 27. Специфика сентиментализма в восточнославянских литературах и искусстве (карамзин, жуковский)
- 28. Философские, этические и эстетические взгляды г. Сковороды в контексте культуры XVIII ст.
- 29. Художественное наследие г. Сковороды и его роль в развитии украинской литературы.
- 30.Tbop4ectbo и. П. Котляревского: идейно-художественное своеобразие, место и значение в художественной литературе.
- 31. Литература и искусство западноевропейского романтизма: концепция мира и человека, поэтика, жанры (блейк, гойя, новалис, в. Скотт, дж. Байрон, гюго и др.)
- 32. Романтизм в русской и украинской литературе (пушкин, лермонтов, гоголь. Шквчкнко).
- 33. Мир и человек в западноевропейском реалистическом романе первой половины XIX века (диккенс, теккерей, стендаль, бальзак).
- 34 Социально-психологическая проблематика и нравственно-
- 36. Реализм в русской и украинской живописи («передвижники», крамской, ге, репин) и музыке («могучая кучка»).
- 37. Западноевропейская проза и искусство второй половины XIX века (бодлер, леконт де лиль, э мане, э дега, к. Моне
- 38 Символизм в западноевропейской поэзии и живописи последней трети XIX века (верлен, рембо, маларме, моро, редон, гоген)
- 39. Русский символизм в литературе и искусстве: философско-эстетические концепции и художественная практика (мережковский, сологуб, брюсов, бальмонт, блок, белый,
- 40.Акмеизм и футуризм в литературе начала XX в.: философско-эстетические платформы и поэтика (гумилев, ахматова, маринетти, хлебников, маяковский, семенко).
- 41. Специфика украинской и русской «неореалистической» прозы конца хгх - начала XX века (коцюбинский, кобылянская, стефаник, чехов, бунин, андреев, куприн и др.)
- 42. «Новая драма» рубежа XIX и XX ст. (ибсен, метерлинк, чехов, горький, блок, л. Андреев, куприн)
- 43. 3Ападноевропейская модернистская проза первой половины XX ст. (джойс, кафка, пруст, камю, сартра
- 44. Ос0бенности развития украиской и советской литератур1 в первой половине XX ст. (сосюра, тычина, зеров, рыльский, горький, толстой, шолохов)
- 45. Задержанная украинская и русская литература: хвылевой, пидмогильный, кулиш, курбас,платонов, булгаков, пастернак и др.
- 46. Литература украинского и русского зарубежья (винниченко, маланюк, шмелев, бунин, зайцев).
- 47. Постмодернизм как художественно-сстеీā66ༀヰ堀6666 система второй половині XX века и его представители (у. Эко, в. Ерофеев, саша соколов, в. Пелевин, ю. Андрухович, о. Забужко).
- 48. Основные течения модернизма в живописи XX века: экспрессионизм (кирхнер идр.), кубизм (пикассо, брак), сюрреализм (шагал, дали), абстраеционизм (кандинский, малевич, мондриан).