12. Мифологическая основа «иллиады» и «одиссеи» гомера; переход от мифа к эпопее.
«Илиада» (не раньше середины VIII в. до н. э.) и «Одиссея» (не позднее VII в. до н. э.) -монументальные эпические поэмы, авторство которых приписывается слепому певцу Гомеру.
Возникновение эпоса было закономерным процессом развития мифологии. Долгое время мифы отставали существенным элементом эпического обряда или религиозного культа. То же можно сказать про первые формы эпоса. Исполнение эпических песен было сурово регламентировано. Их исполняли во время важных обрядов или культовых или бытовых праздников. Песни исполняли мелодичным речитативом в сопровождении музыкального инструмента. В ранний период исполнителем эпических песен мог быть чародей или родовой вождь, так как именно исполнение считалось магическим актом. Рудиментом магии можно считать зачины к поэмам, в которых певец обращается к богине.
Как того требовал магический акт, исполнение песен происходило в присутствии всего рода, то есть носило магический характер. Однако мифология в Греции не остановилась на сакральных, чисто культовых формах, а продолжила свое развитие в сторону эстетически /совершенных форм. Со времени песни стал исполнять специальный певец - аэд. Так, в «Одиссее» мы находим интересный эпизод в VIII песне: на банкете у царя феаков Алкиноя аэд Демодок исполняет две песни: одну шутливую - про богов Афродиту, Гефеста и Ареса, а вторую героическую - про подвиги Одиссея и падение Трои. Такую форму искусства уже нельзя отнести лишь только к обрядовой; тут перед нами Искусство и по содержанию, и по функции. Песни исполняет профессионал, который используя свой собственный эстетический вкус, свободно комбинируя песни и мифы. Такой автор-певец стал позднее называться рапсод.
Обе поэмы выражают важнейшие особенности мировоззрения и мировосприятия не просто давнего человека, а человека родовой эпохи. Его главное предназначение - жить в единстве с родом, а для мужчин - ради защиты рода. В этом человек рода видел смысл ;своей жизни. Выбранный Гомером сюжет был очень острым со стороны ценностей родовой идеологии, которые касались самой сути существования родового человека. Ахилл раскрывается как человек, когда ради собственной забавы отказывается помочь родственникам. В этом состоит завязка произведения. А когда гнев героя проходит и он вспоминает про обязанности перед родом, то конфликт снимается, а тема исчерпывается. Таким же мировоззренческим подходом обусловлен и сюжет «Одиссеи». В отличии от Ахилла Одиссей волей богов оторван от родины и своего рода. Можно сказать, что идея обоих поэм - анархическое (в «Илиаде») или фатальное (в «Одиссее») нарушение вековой необходимой гармонии между индивидом и родовой общностью, индивидом и универсумом.
Древние эпосы Гомера сформированы и на основе мифологии героического этапа. То есть когда мифология обретает излагательную манеру и появляется новый персонаж - герой. Герой - не просто мужчина, а сын божества (Ахилл сын богини Фетиды) или человек, находящийся под покровительством богов (Одиссей поддерживается Афиной). В образе героя была отображена практика шаманства. Шаман создавал связь между земным миром, где живет его род, племя, и миром божеств или давно умерших. Эта функция шамана означала исключительность его положения в роде, его персональную неповторимость, силу, половые способности, ум, магию. Так и в героических мифах: в «Одиссее» много сильных мужчин, но герой только один. Как шаман, Одиссей общается с богами, познает жизнь во всех ее земных стихиях, устанавливает связь с царством умерших, имеет особенную силу (побеждает более ста женихов) и выдерживает другие необычные испытания. Он опирается на поддержку богов , и в этом заключается его сила. Также в «Одиссее» коренится ранний обряд инициации, который предусматривал непростые испытания перед вступлением во взрослый коллектив. Также отображен обряд «сватання к далекой невесте». Все эти обряды легли в сюжеты, которые нашли дальнейшее развитие в европейской литературе.
В поэмах Гомера также присутсвуют хтонические рудименты. Так, богиня Гера постоянно характеризуется эпитетом «волоокая». Это указывает то, что в анимистическую эпоху ей поклонялись как телице, корове и лишь позднее стали представлять в качестве женщины. Богиня мудрости и воинской доблести Афина появляется у Гомера с эпитетом «волоокая», что означает, что когда-то ей поклонялись как сове.
Список литературы:
1. Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука: Словарь-справочник. -М, 1995.
2. История всемирной литературы: В 9 т. - Т. 1-5.- М.,1983-1988.
3. История зарубежной литературы 17в.: Учебник/ под ред. 3. И. Плавскина. - М., 1987.
4. Лосев А. Ф. Гомер. - М., 1960.
5. Шалагін. Б. Б. Зарубіжна література. Від античності до початку XIX ст.- К., 2004.
6. Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. - М: Наука, 1983.
- 1. Художественный образ: специфика и функции
- 2.Эстетические свойства литературы и искусства
- 3. Литература и искусство как формы познания действительности.
- 4. Литература как вид искусства; другие разновидности искусства.
- 5. Место литературы и искусства в системе культуры.
- 6. Национальная специфика литературы; роль литературы в социально-исторической жизни нации.
- 7. Взаимоотношение между литературой, мифологией и фольклором.
- 8. Миф, его специфика и функции. Мифы древней греции и рима. Их роль в развитии европейской литературы.
- 9. Основные этапы развития мировой литературы.
- 10. Литературное направление, течение, школа.
- 11. Литературные роды и жанры.
- 12. Мифологическая основа «иллиады» и «одиссеи» гомера; переход от мифа к эпопее.
- 13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)
- 14. Литература, живопись и архитектура западноевропейского средневековья.
- 15. Литература киевской руси: система жанров, проблематика, взаимодействие с другими видами искусства.
- 16. «Слово о полку игореве»: историческая основа и художественный мир.
- 17. Концепция человека и художественные формы его изображения в лирике, новеллистике и
- 18. «Смеховой мир» романов эпохи возрождения («гаргантюа и пантагрюэль» рабле)
- 19. Театр в. Шекспира: специфика художественного конфликта и героев, этико-философская
- 20. Эстетика барокко и его особенности в западноевропейской, украинской и русской литературе.
- 21. Теоретические основы классицизма: взаимовсязь с философией, система жанров, поэтика.
- 23. Специфика классицизма в украинской и русской литературе и искусстве (феофан прокопович, кантемир, тредиаковский, ломоносов, сумароков, державин, фонвизин).
- 24. Нравственно-философская проблематика и художественный мир романов просвещения (свифта, дефо, вольтера и др.)
- 25. Литература и искусство западноевропейского сентиментализма (т. Грей, стерна, руссо, гете)
- 26. Просветительство в восточнославянских литературах и культурах (новиков, радищев, крылов)
- 27. Специфика сентиментализма в восточнославянских литературах и искусстве (карамзин, жуковский)
- 28. Философские, этические и эстетические взгляды г. Сковороды в контексте культуры XVIII ст.
- 29. Художественное наследие г. Сковороды и его роль в развитии украинской литературы.
- 30.Tbop4ectbo и. П. Котляревского: идейно-художественное своеобразие, место и значение в художественной литературе.
- 31. Литература и искусство западноевропейского романтизма: концепция мира и человека, поэтика, жанры (блейк, гойя, новалис, в. Скотт, дж. Байрон, гюго и др.)
- 32. Романтизм в русской и украинской литературе (пушкин, лермонтов, гоголь. Шквчкнко).
- 33. Мир и человек в западноевропейском реалистическом романе первой половины XIX века (диккенс, теккерей, стендаль, бальзак).
- 34 Социально-психологическая проблематика и нравственно-
- 36. Реализм в русской и украинской живописи («передвижники», крамской, ге, репин) и музыке («могучая кучка»).
- 37. Западноевропейская проза и искусство второй половины XIX века (бодлер, леконт де лиль, э мане, э дега, к. Моне
- 38 Символизм в западноевропейской поэзии и живописи последней трети XIX века (верлен, рембо, маларме, моро, редон, гоген)
- 39. Русский символизм в литературе и искусстве: философско-эстетические концепции и художественная практика (мережковский, сологуб, брюсов, бальмонт, блок, белый,
- 40.Акмеизм и футуризм в литературе начала XX в.: философско-эстетические платформы и поэтика (гумилев, ахматова, маринетти, хлебников, маяковский, семенко).
- 41. Специфика украинской и русской «неореалистической» прозы конца хгх - начала XX века (коцюбинский, кобылянская, стефаник, чехов, бунин, андреев, куприн и др.)
- 42. «Новая драма» рубежа XIX и XX ст. (ибсен, метерлинк, чехов, горький, блок, л. Андреев, куприн)
- 43. 3Ападноевропейская модернистская проза первой половины XX ст. (джойс, кафка, пруст, камю, сартра
- 44. Ос0бенности развития украиской и советской литератур1 в первой половине XX ст. (сосюра, тычина, зеров, рыльский, горький, толстой, шолохов)
- 45. Задержанная украинская и русская литература: хвылевой, пидмогильный, кулиш, курбас,платонов, булгаков, пастернак и др.
- 46. Литература украинского и русского зарубежья (винниченко, маланюк, шмелев, бунин, зайцев).
- 47. Постмодернизм как художественно-сстеీā66ༀヰ堀6666 система второй половині XX века и его представители (у. Эко, в. Ерофеев, саша соколов, в. Пелевин, ю. Андрухович, о. Забужко).
- 48. Основные течения модернизма в живописи XX века: экспрессионизм (кирхнер идр.), кубизм (пикассо, брак), сюрреализм (шагал, дали), абстраеционизм (кандинский, малевич, мондриан).