logo
!Вопросы и ответы по истриии литературы и искус

43. 3Ападноевропейская модернистская проза первой половины XX ст. (джойс, кафка, пруст, камю, сартра

Модернизм — достаточно условное обозначение периода культуры конца XIX — середины XX в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда . Нижней хронологической границей М. является «реалистическая», или позитивистская, культура XX в., верхней — постмодернизм, то есть 1950—1960-е гг.

Типичными искусствами модернизма являются символизм, экспрессионизм и акмеизм. Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. Главное различие между модернизмом и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но модернизм рождает это новое исключительно в сфере художественной формы (говоря в терминах семиотики), в сфере художественного синтаксиса и семантики, не затрагивая сферу прагматики. Авангард затрагивает все три области, делая особенный упор на последней. Авангард невозможен без активного «художественного антиповедения», без скандала, эпатажа. Модернист в сфере прагматики не стремится утвердить себя перед миром таким активным способом, как это делают авангардисты. Наоборот, для модерниста скорее характерен замкнутый образ жизни, а если модернисты объединяются в какие-то кружки, то ведут они себя исключительно тихо и даже академично. В литературе модернизм сначала возникает в французской поэзии в конце XIX века (Ш. Бодлер, А. Рембо, П. Верлен и др.), со временем распростаняется в прозе (Ф. Кафка, Дж. Джойс, М. Пруст и др.), драматургии (Г. Ибсен, М. Метерлинк).

Альбер Камю (1913-1960), французский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957. Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24 км к югу от г.Бон (ныне Аннаба), в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец, погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г.Алжир, где Камю прожил до 1939. В 1930, заканчивая лицей, он заболел туберкулезом, от последствий которого страдал всю жизнь. Став студентом Алжирского университета, изучал философию, перебивался случайными заработками. Озабоченность социальными проблемами привела его в коммунистическую партию, однако через год он вышел из нее. Организовал самодеятельный театр, с 1938 занялся журналистикой. Освобожденный в 1939 от военного призыва по состоянию здоровья, в 1942 вступил в подпольную организацию Сопротивления «Комба»; редактировал ее нелегальную газету с тем же названием. Оставив в 1947 работу в «Комба», писал для прессы публицистические статьи, собранные впоследствии в трех книгах под общим названием «Злободневные заметки».

В 1953 Камю возвращается к театральной деятельности: ставит спектакли по собственным инсценировкам, в т.ч. «Реквием по монахине» (1956) У.Фолкнера, «Бесы» Ф.Достоевского (1954); готовится возглавить субсидируемый государством экспериментальный театр, чему помеш&та смерть в автомобильной катастрофе 4 января 1960.

Камю начал писать, не достигнув 20 лет, первые свои книги - «Изнанка и лицо» (1937) и «Брачный пир» (1938) - издал в Алжире. Его перу принадлежат романы «Посторонний» (1942), «Чума» (1947) и «Падение» (1956); рассказы; пьесы «Калигула» (1944), «Недоразумение» (Бе Маїепіепсш, 1944), «Осадное положение» (1948) и «Праведные» (1950); лирические эссе; философские трактаты «Миф о Сизифе» (1942) и «Бунтующий человек» (1951); посмертно изданное собрание публицистики «Злободневные заметки» (1961), а также предисловия, статьи и речи. Незаконченный автобиографический роман «Первый человек», черновик которого был найден на месте гибели Камю, опубликован в 1994. «Посторонний» и «Миф о Сизифе» содержат основные ключи к философии Камю. Сознание Мерсо, героя «Постороннего», пробуждается лишь к самому концу повествования, когда он оказывается перед лицом смертной казни за случайное, беспричинное убийство незнакомого араба. Прототип современного антигероя, он бесит судей неприятием их лицемерия и отказом признать собственную вину. В «Мифе о Сизифе» мифологический герой Сизиф начинает там, где кончил Мерсо. Боги приговорили его вечно катить на гору огромный камень, который, достигнув вершины, снова падает вниз, но Сизиф всякий раз упрямо начинает сначала, понимая всю бессмысленность своего труда. В этом сознании бессмысленности своих действий и заключается его победа.

В романе «Чума» эпидемия бубонной чумы обрушивается на алжирский портовый город. Внимание автора сосредоточено на группе людей, которые, подобно Сизифу, сознают тщетность своих усилий и тем не менее продолжают работать не покладая рук, дабы облегчить страдания сограждан.

В последнем романе Камю, «Падение», респектабельный адвокат ведет бездумное существование, пока момент прозрения не обрекает его до конца жизни на сомнения и поиски самооправдания.

Из пяти пьес Камю наибольший успех выпал на долю «Калигулы». Своей жизнью и смертью Калигула доводит идею абсурда и бунта до вывода о полной несостоятельности своего выбора.

Литература:

История зарубежной литературы XX века. - М., 1992.

Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997