logo search
ЛИТЕРАТУРА ЕГЭ НОВОЕ

Русская поэзия хх века: поколения, направления, имена.

20 – 30-е годы.

Два основных направления: 1) революционная романтика (Э.Багрицкий, Н.Асеев, А.Безыменский, Н.Тихонов); 2) философия любви, жизни и смерти (Н.Заболоцкий, В.Луговской, П.Васильев).

Вне направлений – расцвет творчества О.Мандельштама, Б.Пастернака, М.Цветаевой.

40 -50-е годы.

Это поэтическое поколение связано с войной. К первой группе можно отнести поколение поэтов, погибших в Великую Отечественную войну: П.Коган, М.Кульчицкий, Н.Майоров, С.Гудзенко, Е.Ширман и др. Вторая большая группа поэтов – военное и послевоенное поэтическое поколение: О.Берггольц, К.Симонов, А.Сурков, А.Ахматова (расцвет творчества), М.Дудин, К.Ваншенкин, Б.Слуцкий, А.Межиров, Д.Самойлов, Я.Смеляков, А.Твардовский, С.Кирсанов, В.Рождественский, Ю.Друнина, Р.Казакова.

60 -90-е годы.

Поэтический «бум» шестидесятых развёл поэтов по нескольким направлениям, главными из которых были громкая («эстрадная») и тихая (философская) поэзия.

Гражданская поэзия («эстрадная лирика»)получила своё развитие от футуристов московской поэтической школы. Для этой поэзии характерны острая постановка злободневных проблем в их связи с вечностью и судьбой страны в сочетании с обнажённой искренностью, ощущением личной сопричастности, яркостью поэтического языка. Это поэзия не только печатная, но и звучавшая в залах и на стадионах. Её отличает множество тем, разнообразие интонаций, поиски новых художественных средств: Н.Доризо, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Н.Глазков, А.Дементьев, Г.Горбовский, В.Высоцкий.

Философская поэзия («тихая лирика»)пошла от символизма и акмеизма петербургской поэтической школы. Для этой поэзии характерны осмысление вопросов бытия в высокохудожественной, неброской классической форме: Л.Мартынов, Е.Винокуров, И.Бродский, Б.Ахмадулина, Ю.Кузнецов, Арс.Тарковский, В.Шефнер, А.Кушнер, Ю.Мориц, Б.Окуджава.

Народно-крестьянская поэзияунаследовала лучшие традиции И.Никитина, А.Кольцова, Н.Клюева, С.Есенина. В этой поэзии – ярко выраженное природное начало, философское осмысление связи человека с землёй, с природой, с историей при яркой образности и простоте поэтической формы: Н.Рубцов, В.Боков, С.Викулов, А.Яшин, О.Чухонцев, Б.Чичибабин, Н.Тряпкин, О.Фокина, В.Солоухин.

Отдельно можно выделить ставшую популярной в эти годы песенную поэзию. Здесь выделяются три основных разновидности:

А) Бардовская песня. Для неё характерны острая исповедальность, предельная искренность, лиризм, романтика, поднятие запретных тем, дух независимости и раскрепощённости, некоторая приблатнённость: А.Галич, А.Городницкий, А.Дольский, А.Розенбаум, Ю.Левитанский, О.Митяев, Н.Матвеева, С.Трофимов и др.

Б) Классическая песенная поэзия. Для этой поэзии характерны упрощение содержания и поэтической формы, использование рефренов, ярких звучных фраз с целью усиления непосредственного эмоционального воздействия, особое внимание к музыкальности звучания и повторяемости ритма: Л.Ошанин, Н.Добронравов, М.Пляцковский, Л.Дербенёв, И.Резник, Л.Рубальская, М.Танич.

В) Рок-поэзия. Для этой поэзии характерны резкое высказывание передовых взглядов и ощущений своего поколения либо в прямом самовыражении (И.Тальков, Е.Летов), либо в романтических интонациях и символических образах-иносказаниях (А.Макаревич, Б.Гребенщиков, В.Цой, А.Башлачёв), либо в предельно натуралистических и грубых излияниях с элементами абсурда и антиэстетики (Ю.Шевчук, К.Кинчев, С.Шнуров). Особняком стоит чувственно-абстрактный женский рок: Мара, Земфира, С.Сурганова, Д.Арбенина.

Сатирическая поэзия.

Эта поэзия продолжает традиции С.Чёрного, В.Маяковского. Среди имён: А.Пьянов, А.Иванов, А.Вишневский, В.Гафт, Л.Филатов, В.Высоцкий.

Поэзия конца ХХ – начала ХХI века.

Молодое поэтическое поколение печатается в основном в «толстых» журналах. Нередко они возводят бессмыслицу, трёп, антиэстетизм в поэтические явления, адекватные абсурдному состоянию современной жизни и сегодняшнему клиповому мироощущению обывателя: И.Жданов, Д.Пригов. Т.Кибиров, Л.Рубинштейн.