26. Просветительство в восточнославянских литературах и культурах (новиков, радищев, крылов)
Основная духовная проблематика русской литературы второй половины XVIII в. развивается под знаком идей Просвещения. Просвещение в России было тесно связано в своем развитии с западноевропейским, прежде всего французским. Большое воздействие на русскую просветительскую мысль и литературу оказали и английские философы-просветители, в особенности Дж. Локк. Его сенсуалистические идеи своеобразно сочетались на русской почве с просветительским рационализмом, учением о верховной власти разума и с представлением о естественной, вечной природе человека. С обращением к темам воспитания, формирующего нравственный и гражданский облик человека, взаимосвязаны проблемы общественных нравов, законности, политического и гражданского долга. Тема идеального монарха раскрывалась в литературе не только посредством утверждения положительного примера, но и путем доказательств от противного — обличения царей.
80—90-е годы XVIII в. — время интенсивного развития русской драматургии и театра, в которых все более явно развертывается в различных формах то борьба, то сложное взаимопроникновение традиций классицизма, просветительского рационализма и сентиментальной чувствительности. Жанры высокой стихотворной трагедии и комедии сосуществуют и конкурируют на сцене с прозаической бытовой комедией и драмой — переводными и оригинальными.
Выдающийся русский просветитель и издатель Николай Иванович Новиков (1744—1818), издатель журнала «Трутень», выдвинул в противовес либерально-умеренной программе «Всякой всячины» программу иной — острой, общественно направленной сатиры. Полемика «Трутня» со «Всякой всячиной» была поддержана двумя другими сатирическими журналами — «Смесью» и «Адской почтой». Сатира Новикова была идейно тесно связана с предшествующей русской сатирической литературой XVIII в. Первостепенное литературное и общественное значение имел и другой сатирический журнал Новикова, «Живописец» (1772).
Влиятельным представителем русского Просвещения XVIII в. был Александр Николаевич Радищев (1749—1802). Один из литературных трудов Радищева был перевод (1773) «Размышлений о греческой истории» Мабли. Перевод был выполнен им вскоре по возвращении из Лейпцига (где он изучал юриспруденцию) после первого знакомства с новейшими течениями западноевропейской философской и политической мысли. Также к тому времени можна отнести оду «Вольность» (1781— 1783; напечатана в отрывках в 1790г.). В этой оде Радищев утверждал закономерность и неодолимость борьбы народа за свободу (в качестве исторических примеров Радищеву послужили английская революция XVII в. и американская революция XVIII в.). Ода была первым классическим памятником русской революционной поэзии. Новаторский для русской поэзии XVIII в. характер имели и другие поэтические опыты Радищева — поэма «Песнь историческая», написанная стихом без рифмы (как и стихотворения «Идиллия» и «Журавли»), незаконченные «песнословие» «Творение мира» и поэма «Бова> подражания античным размерам и строфам (элегия «Семнадцатое столетие», «Сафические строфы»).
Политический характер носит «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» (1782; напечатано отдельно в 1790 г.). Рассказывает здесь об открытии Фальконетова памятника Петру І в Петербурге («Медного всадника»), Радищев признает право Петра, в отличие от многих других, незаслуженно прославленных монархов, «великим назваться», ибо он «дал первый стремление столь обширной громаде, которая ям первенственное вещество была без действия».
В 1788 г. Радищев пишет «Житие Федора Васильевича Ушакова», где прославляет не обычного героя жития, святого или подвижник а друга своей молодости, борца за «твердость мыслей и вольное оных изречение», с юных лет воодушевленного «негодованием на неправду», остропублицистической «Беседе о том, что есть сын Отечества» (1789) Радищев оспаривает узкосословный смысл, который в условиях русско-крепостнической монархии обрело «величественное наименование сына отечества (патриота)».
Главная книга Радищева, «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), вызвала негативную реакцию Екатерины II, которая поспешила жестоко расправиться и с книгой, и с ее автором: весь тираж издания был уничтожен (уцелело лишь считанное число экземпляров), Радищев предан суду и приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В своих политических концепциях Радищев намного опередил всех современных ему русских просветителей: он понял, что определяющая роль в истории принадлежит народу.
Выбор Радищевым жанровой формы «путешествия», подсказанный опытом западноевропейского сентиментализма, был обусловлю возможностью посредством рассказа от первого лица пронизать повествование повышенной эмоциональностью. Но, в отличие от Стерна и; Карамзина, эта эмоциональность связана у Радищева не с авторской иронией или погружением в мир интимных чувств и переживаний, а гневной и страстной реакцией на «страдания человечества», понимаемые не абстрактно, а в их конкретном социально-историческом облике. Пс «страданиями человечества» он подразумевает прежде всего участь трудового и обездоленного большинства — крепостного крестьянства.
Иван Андреевич Крылов (1769—1844) — впоследствии крупнейший русский баснописец — был завершителем традиций русско-сатирической литературы и журналистики XVIII в., которая также была неотъемлемой частью эпохи Просвещения.
Его сатирический журнал «Почта духов» (1789) был облечен в форму переписки «арабского философа Маликульмулька» с «водяным воздушными и подземными духами». Он был направлен на критику самодержавия, используя часто иносказательную, эзоповскую форму.
После вынужденного прекращения в августе 1789г. «Почты духов» Крылов снова вернулся к журнальной деятельности в 1792 совместно с драматургами А. И. Клушиным и П. А. Плавилыциковым и актером И. А. Дмитревским он основал типографию, где начал издава ежемесячный журнал «Зритель». Здесь были помещены остросатирические «восточная повесть» Крылова «Каиб» и его гротескно-пародийная «Похвальная речь в память моему дедушке, говоренная его другом в присутствии его приятелей за чашею пунша». Крылов также занимал драматургией (комическая опера «Кофейница» (1782), нравоописательные комедии «Бешеная семья» (1786), «Сочинитель в прихожей» (178< «Проказники» (1788), «шутотрагедия» «Подщипа» (1799—1800) и написанных уже в XIX в. комедий «Модная лавка» и «Урок дочкам» (обе -1807).
Список литературы:
-
История всемирной литературы: В 9 т. - Т. 5.- М.,1983-1988
- 1. Художественный образ: специфика и функции
- 2.Эстетические свойства литературы и искусства
- 3. Литература и искусство как формы познания действительности.
- 4. Литература как вид искусства; другие разновидности искусства.
- 5. Место литературы и искусства в системе культуры.
- 6. Национальная специфика литературы; роль литературы в социально-исторической жизни нации.
- 7. Взаимоотношение между литературой, мифологией и фольклором.
- 8. Миф, его специфика и функции. Мифы древней греции и рима. Их роль в развитии европейской литературы.
- 9. Основные этапы развития мировой литературы.
- 10. Литературное направление, течение, школа.
- 11. Литературные роды и жанры.
- 12. Мифологическая основа «иллиады» и «одиссеи» гомера; переход от мифа к эпопее.
- 13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)
- 14. Литература, живопись и архитектура западноевропейского средневековья.
- 15. Литература киевской руси: система жанров, проблематика, взаимодействие с другими видами искусства.
- 16. «Слово о полку игореве»: историческая основа и художественный мир.
- 17. Концепция человека и художественные формы его изображения в лирике, новеллистике и
- 18. «Смеховой мир» романов эпохи возрождения («гаргантюа и пантагрюэль» рабле)
- 19. Театр в. Шекспира: специфика художественного конфликта и героев, этико-философская
- 20. Эстетика барокко и его особенности в западноевропейской, украинской и русской литературе.
- 21. Теоретические основы классицизма: взаимовсязь с философией, система жанров, поэтика.
- 23. Специфика классицизма в украинской и русской литературе и искусстве (феофан прокопович, кантемир, тредиаковский, ломоносов, сумароков, державин, фонвизин).
- 24. Нравственно-философская проблематика и художественный мир романов просвещения (свифта, дефо, вольтера и др.)
- 25. Литература и искусство западноевропейского сентиментализма (т. Грей, стерна, руссо, гете)
- 26. Просветительство в восточнославянских литературах и культурах (новиков, радищев, крылов)
- 27. Специфика сентиментализма в восточнославянских литературах и искусстве (карамзин, жуковский)
- 28. Философские, этические и эстетические взгляды г. Сковороды в контексте культуры XVIII ст.
- 29. Художественное наследие г. Сковороды и его роль в развитии украинской литературы.
- 30.Tbop4ectbo и. П. Котляревского: идейно-художественное своеобразие, место и значение в художественной литературе.
- 31. Литература и искусство западноевропейского романтизма: концепция мира и человека, поэтика, жанры (блейк, гойя, новалис, в. Скотт, дж. Байрон, гюго и др.)
- 32. Романтизм в русской и украинской литературе (пушкин, лермонтов, гоголь. Шквчкнко).
- 33. Мир и человек в западноевропейском реалистическом романе первой половины XIX века (диккенс, теккерей, стендаль, бальзак).
- 34 Социально-психологическая проблематика и нравственно-
- 36. Реализм в русской и украинской живописи («передвижники», крамской, ге, репин) и музыке («могучая кучка»).
- 37. Западноевропейская проза и искусство второй половины XIX века (бодлер, леконт де лиль, э мане, э дега, к. Моне
- 38 Символизм в западноевропейской поэзии и живописи последней трети XIX века (верлен, рембо, маларме, моро, редон, гоген)
- 39. Русский символизм в литературе и искусстве: философско-эстетические концепции и художественная практика (мережковский, сологуб, брюсов, бальмонт, блок, белый,
- 40.Акмеизм и футуризм в литературе начала XX в.: философско-эстетические платформы и поэтика (гумилев, ахматова, маринетти, хлебников, маяковский, семенко).
- 41. Специфика украинской и русской «неореалистической» прозы конца хгх - начала XX века (коцюбинский, кобылянская, стефаник, чехов, бунин, андреев, куприн и др.)
- 42. «Новая драма» рубежа XIX и XX ст. (ибсен, метерлинк, чехов, горький, блок, л. Андреев, куприн)
- 43. 3Ападноевропейская модернистская проза первой половины XX ст. (джойс, кафка, пруст, камю, сартра
- 44. Ос0бенности развития украиской и советской литератур1 в первой половине XX ст. (сосюра, тычина, зеров, рыльский, горький, толстой, шолохов)
- 45. Задержанная украинская и русская литература: хвылевой, пидмогильный, кулиш, курбас,платонов, булгаков, пастернак и др.
- 46. Литература украинского и русского зарубежья (винниченко, маланюк, шмелев, бунин, зайцев).
- 47. Постмодернизм как художественно-сстеీā66ༀヰ堀6666 система второй половині XX века и его представители (у. Эко, в. Ерофеев, саша соколов, в. Пелевин, ю. Андрухович, о. Забужко).
- 48. Основные течения модернизма в живописи XX века: экспрессионизм (кирхнер идр.), кубизм (пикассо, брак), сюрреализм (шагал, дали), абстраеционизм (кандинский, малевич, мондриан).