47. Постмодернизм как художественно-сстеీā66ༀヰ堀6666 система второй половині XX века и его представители (у. Эко, в. Ерофеев, саша соколов, в. Пелевин, ю. Андрухович, о. Забужко).
Постмодернизм — понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как постсовременная, т.е. постнеклассическая философия. Ведущие представители: Р.Барт, Батай, Бланшо, Бодрийяр, Делез, Деррида, Джеймисон, Гваттари, Клоссовски, Кристева, Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др.
Термин "Постмодернизм" впервые был употреблен в книге Р.Ранвица "Кризис европейской культуры" (1917); в 1934 использован у Ф.де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала 20 в., радикально отторгающих литературную традицию; начиная с 1979 утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом.
В настоящее время история трансформации содержания понятия "Постмодернизм" становится специальным предметом постмодернистской философской рефлексии (Х.Бертенс, М.А.Роуз и др.).
Современная культура рефлексивно осмысливает себя как "постмодерн", т.е. пост-современность, как процессуальность, которая разворачивается "после времени" — в ситуации "свершенное™" и "завершенности" истории. Аналогично этому, современная философия конституирует себя не только как постсовременная (собственно, роз1-тоо!егш5т), но и как постфилософия, что предполагает отказ от традиционных для философии проблемных полей, понятийно-категориального аппарата и классических семантико-аксиологических приоритетов.
В целом, если современное культурное состояние может быть зафиксировано посредством понятия "постмодерн", то состояние осознающей его ментальное™ — посредством понятия "Постмодернизм". В этом плане исследователи настойчиво подчеркивают рефлексивный характер Постмодернизма как феномена культуры.
Безусловно, речь может идти не о единой концепции, семантически исчерпывающей своим содержанием все проблемное поле современной постмодернистской философии. Постмодернизм как философский феномен в принципе не может быть рассмотрен в качестве монолитного, характеризуясь не только атрибутивной, но и программной аморальностью, объективирующейся в широком веере разнообразных проектов, среди которых наиболее значительными являются текстологический, номадологический, шизоаналитический, нарратологический, генеалогический, симуляционный, коммуникационный и др. Семантическая и категориальная пестрота постмодернистской философии во многом обусловлены радикальным отказом Постмодернизмом от самой идеи возможности конституирования в сфере современного философствования концептуально-методологической матрицы, которая могла бы претендовать на парадигмальный статус, его программной установкой на идиографизм и изначальной плюральностью проблемного поля, обнаруживающего к тому же постоянные интенции к своему расширению..
Постмодернизм
1) вырабатывает собственную модель видения реальности, фундированную презумпциями ее атрибутивной хаотичности и изначальной семиотической артикулированности;
2) формирует специфические идеалы и нормы описания и объяснения мира, рефлексивно осмысленные в постмодернистской нарратологии и заключающиеся в принципиальном и программном плюрализме, и идеалы и нормы организации знания, находящие свое выражение в программном когнитивном релятивизме, основанном на концепции "заката больших нарраций".
В парадигмалыюй эволюции Постмодернизма могут быть выделены два этапа:
1) описанная выше постмодернистская классика деконструктивизма, характеризующаяся крайним радикализмом дистанцирования от презумпций как классической, так и от неклассической философии,;
2) оформляющаяся в настоящая время парадигмальная модификация Постмодернизма, представляющая собой результат определенного поворота к пересмотру исходных презумпций и могущая быть интерпретирована как своего рода айег-розппоо'еггшт.
1.Отличительной особенностью классических постмодернистских текстов является их метахарактер: труды ведущих постмодернистских авторов отличаются такой особенностью, как интенция к рефлексии, а именно — к экспликации и метатеоретическому анализу собственных парадигмальных оснований. В этом отношении такие авторы, как Р.Барт, Бланшо, Бодрийяр, Дж.Ваттимо, ГІ.Вирилио, В.Вельш, Делез, Джеймисон, Гваттари, Кристева, Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др., выступают одновременно как классиками, так и теоретиками П., выявляя социокультурные основания и следствия постмодернистского видения мира. Необходимо отметить и наличие в современной мета-традиции осмысления феномена П. отчетливо очерченной критической ветви (Хабермас, А.Каллиникос и др.). В целом же, однако, статус П. в современной культуре может расцениваться не только как определившийся и значимый, но и как во многом определяющий тенденции развития современной философии как таковой. Феномен П. находится в настоящее время в фокусе философского интереса, о чем свидетельствует нетолько большой массив фундаментально-аналитических работ, посвященных этому феномену, и неуклонный рост их публикации с 1995 по 2000, но также и оформляющаяся традиция популяризации Постмодернизма.
ЭКО (Есо) Умберто (р. в 1932) — итальянский семиотик, философ, специалист по средневековой эстетике, писатель и литературный критик. Генеральный секретарь Международной Ассоциации по семиотическим исследованиям, профессор семиотики Болонского университета. Основные философские сочинения: "Трактат по обшей семиотике" ( 1975), "Проблема эстетического у Св. Фомы" (1956), "Семиотика и философия языка" (1984), "Путешествия в гиперреальности" (1987), "Пределы Интерпретации" (1990), "Поиск совершенного языка" (1995) и др.
ЕРОФЕЕВ Венедикт Васильевич (1938—1990) — русский писатель, культовая фигура российского интеллектуализма 1960—1990-х. Жизнь и произведения Е. выступили предметом ряда биографических и текстуально-содержательных реконструкций мифологизирующего типа. Отчислялся из МГУ и Орехово-Зуевского, Коломенского, Владимирского педагогических институтов; длительное время (1958—1975) жил без прописки. Основные сочинения: "Заметки психопата" (1956— 1958), "Благовествование" (1962), "Москва — Петушки" (поэма, январь — март 1970), "Василий Розанов глазами эксцентрика" (эссе, 1973), "Саша Черный и другие" (эссе, 1982); "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" (пьеса, 1985), "Моя маленькая лениниана" (1988) и др. Книги Е. переведены более чем на 30 языков мира.
Юрий Игоревич АНДРУХОВИЧ род в 1960 г. в Ивано-Франковске, где живёт и работает и сейчас. Один из участников литературной группы "Бу-ба-бу" ("буффонада, балаган, бурлеск"). Автор нескольких книг стихов. Окончил Украинский полиграфический институт во Львове и Высшие литературные курсы в Москве. В последние несколько лет стихов не пишет, перешел на прозу и эссеистику. Считается одним из лидеров современной украинской литературы
Литература: 1. Постмодернизм. Энциклопедия.— М.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.— с. 980.
- 1. Художественный образ: специфика и функции
- 2.Эстетические свойства литературы и искусства
- 3. Литература и искусство как формы познания действительности.
- 4. Литература как вид искусства; другие разновидности искусства.
- 5. Место литературы и искусства в системе культуры.
- 6. Национальная специфика литературы; роль литературы в социально-исторической жизни нации.
- 7. Взаимоотношение между литературой, мифологией и фольклором.
- 8. Миф, его специфика и функции. Мифы древней греции и рима. Их роль в развитии европейской литературы.
- 9. Основные этапы развития мировой литературы.
- 10. Литературное направление, течение, школа.
- 11. Литературные роды и жанры.
- 12. Мифологическая основа «иллиады» и «одиссеи» гомера; переход от мифа к эпопее.
- 13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)
- 14. Литература, живопись и архитектура западноевропейского средневековья.
- 15. Литература киевской руси: система жанров, проблематика, взаимодействие с другими видами искусства.
- 16. «Слово о полку игореве»: историческая основа и художественный мир.
- 17. Концепция человека и художественные формы его изображения в лирике, новеллистике и
- 18. «Смеховой мир» романов эпохи возрождения («гаргантюа и пантагрюэль» рабле)
- 19. Театр в. Шекспира: специфика художественного конфликта и героев, этико-философская
- 20. Эстетика барокко и его особенности в западноевропейской, украинской и русской литературе.
- 21. Теоретические основы классицизма: взаимовсязь с философией, система жанров, поэтика.
- 23. Специфика классицизма в украинской и русской литературе и искусстве (феофан прокопович, кантемир, тредиаковский, ломоносов, сумароков, державин, фонвизин).
- 24. Нравственно-философская проблематика и художественный мир романов просвещения (свифта, дефо, вольтера и др.)
- 25. Литература и искусство западноевропейского сентиментализма (т. Грей, стерна, руссо, гете)
- 26. Просветительство в восточнославянских литературах и культурах (новиков, радищев, крылов)
- 27. Специфика сентиментализма в восточнославянских литературах и искусстве (карамзин, жуковский)
- 28. Философские, этические и эстетические взгляды г. Сковороды в контексте культуры XVIII ст.
- 29. Художественное наследие г. Сковороды и его роль в развитии украинской литературы.
- 30.Tbop4ectbo и. П. Котляревского: идейно-художественное своеобразие, место и значение в художественной литературе.
- 31. Литература и искусство западноевропейского романтизма: концепция мира и человека, поэтика, жанры (блейк, гойя, новалис, в. Скотт, дж. Байрон, гюго и др.)
- 32. Романтизм в русской и украинской литературе (пушкин, лермонтов, гоголь. Шквчкнко).
- 33. Мир и человек в западноевропейском реалистическом романе первой половины XIX века (диккенс, теккерей, стендаль, бальзак).
- 34 Социально-психологическая проблематика и нравственно-
- 36. Реализм в русской и украинской живописи («передвижники», крамской, ге, репин) и музыке («могучая кучка»).
- 37. Западноевропейская проза и искусство второй половины XIX века (бодлер, леконт де лиль, э мане, э дега, к. Моне
- 38 Символизм в западноевропейской поэзии и живописи последней трети XIX века (верлен, рембо, маларме, моро, редон, гоген)
- 39. Русский символизм в литературе и искусстве: философско-эстетические концепции и художественная практика (мережковский, сологуб, брюсов, бальмонт, блок, белый,
- 40.Акмеизм и футуризм в литературе начала XX в.: философско-эстетические платформы и поэтика (гумилев, ахматова, маринетти, хлебников, маяковский, семенко).
- 41. Специфика украинской и русской «неореалистической» прозы конца хгх - начала XX века (коцюбинский, кобылянская, стефаник, чехов, бунин, андреев, куприн и др.)
- 42. «Новая драма» рубежа XIX и XX ст. (ибсен, метерлинк, чехов, горький, блок, л. Андреев, куприн)
- 43. 3Ападноевропейская модернистская проза первой половины XX ст. (джойс, кафка, пруст, камю, сартра
- 44. Ос0бенности развития украиской и советской литератур1 в первой половине XX ст. (сосюра, тычина, зеров, рыльский, горький, толстой, шолохов)
- 45. Задержанная украинская и русская литература: хвылевой, пидмогильный, кулиш, курбас,платонов, булгаков, пастернак и др.
- 46. Литература украинского и русского зарубежья (винниченко, маланюк, шмелев, бунин, зайцев).
- 47. Постмодернизм как художественно-сстеీā66ༀヰ堀6666 система второй половині XX века и его представители (у. Эко, в. Ерофеев, саша соколов, в. Пелевин, ю. Андрухович, о. Забужко).
- 48. Основные течения модернизма в живописи XX века: экспрессионизм (кирхнер идр.), кубизм (пикассо, брак), сюрреализм (шагал, дали), абстраеционизм (кандинский, малевич, мондриан).