4. Литература как вид искусства; другие разновидности искусства.
Все существующие виды искусства условно принято разделять на три типа. Первый состоит из так называемых пространственны; искусств, куда входят живопись, скульптура и архитектура. Такое название они получили потому, что предметы, которые они изображают воспринимаются в их пространственно-статическом образе, то есть неподвижно размещены в пространстве.
Второй тип состоит из временных искусств, к которым вместе с музыкой, пением и пантомимой принадлежит и литература Временными они называются потому, что в отличии от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств представляют предмет в движении, в его динамическом развитии на протяжении времени.
Третий тип, куда входят кино и театр - так называемое синтетическое искусство, которое объединяет в целостные формы выражена элементы как пространственных, так и временных искусств, в частности литературу, музыку, пантомиму, живопись.
Отдельные виды искусств отличаются не только по способу выражения жизни, а и по материалу, в котором воплощаются: произведения искусства и который они используют для его эстетического отображения. По материальным характеристикам мы определяв!* литературу как искусство слова, в сравнении, например, со скульптурой - искусством камня, живописью - искусством краски, танцем -искусством ритмических движений, пантомимой - искусством жестов и мимики, музыкой -искусством звуков и др. Специфика свойств материала каждого из видов искусства реализуется в том, что, с одной стороны, дает преимущества в возможностях охватить как можно; больше сторон изображаемого предмета и, с другой стороны, одновременно ограничивает меру его изобразительных возможностей. Обще! преимущество материала, которым пользуется, например, группа пространственных искусств, заключается в возможности непосредственно пластически зримого отображения. Сила эмоционального влияния пространственных искусств основывается на том, что зрительные впечатления являются определяющими, основными в жизнедеятельности человека, со всех чувств, которые принадлежат человеку, зрительные ; большинства людей выступают в наиболее развитой форме. Отсюда пространственное искусство имеет свойство влиять почти на всех людей тогда как словесное искусство пробуждает эмоциональные впечатления далеко не у всех людей. Это связано с тем, что эмоционально) впечатление от словесно воспринятого реализуется благодаря посредничеству воображения, фантазии, которая не развита в достаточной мер! у каждого.
Вместе с тем особенности материала разных видов пространственного искусства определенным образом ограничивает и; изобразительные возможности. Ограниченность тех материальных средств, которыми обладает живописец, можно противопоставить материал; скульптурного изображения. Последнее видно со всех сторон и разных ракурсов, тогда как картина не имеет объема. Как правило, все, что на ней изображено, можно лицезреть только с одной точки. И статуя, и картина размещены в пространстве, но картина ограничена одной плоскостью.
Ограниченность словесного материала невозможностью непосредственного влияния на чувства, что в наибольшей мере характеризирует пространственные искусства, компенсируется значительными преимуществами, которые имеет по сравнению с пространственными искусствами временная форма изображения. Если скульптор или живописец, обращаясь к какому-либо событию, то есть динамичной, а не статической сцене, может отобразить только один из моментов, то словесная форма искусства может воссоздать поступательную динамику разворачивания событий.
Точно также в группе временных искусств отдельные его виды в зависимости от своего материала проявляют разные возможности касательно изображения и эмоционального влияния изображаемого на сознание того, кто его воспринимает. Например, музыка, как и пространственные искусства, непосредственно влияет на чувства, создавая у слушателя соответствующее настроение. Но сила эстетического впечатления, которое человек получает от литературы, может быть намного больше благодаря тому, что словесное искусство дает интеллектуально-эмоциональное наслаждение, связанное не только со сферой чувств, но со сферой разума, интеллектуально-познавательного или этического мира.
Слово - наиболее гибкий материал. Его гибкость проявляется также в том, что средствами словесной передачи можно частично передавать изобразительную специфику почти каждого вида искусства.
Литература:
11. Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные термины и понятия. -М,2004.
12. Введение в литературоведение: Хрестоматия / под ред П. А. Николаева. - Москва, 1988.
13. Теорія літератури/за ред Олександра Галича. - Київ: "Либщь", 2001.
- 1. Художественный образ: специфика и функции
- 2.Эстетические свойства литературы и искусства
- 3. Литература и искусство как формы познания действительности.
- 4. Литература как вид искусства; другие разновидности искусства.
- 5. Место литературы и искусства в системе культуры.
- 6. Национальная специфика литературы; роль литературы в социально-исторической жизни нации.
- 7. Взаимоотношение между литературой, мифологией и фольклором.
- 8. Миф, его специфика и функции. Мифы древней греции и рима. Их роль в развитии европейской литературы.
- 9. Основные этапы развития мировой литературы.
- 10. Литературное направление, течение, школа.
- 11. Литературные роды и жанры.
- 12. Мифологическая основа «иллиады» и «одиссеи» гомера; переход от мифа к эпопее.
- 13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)
- 14. Литература, живопись и архитектура западноевропейского средневековья.
- 15. Литература киевской руси: система жанров, проблематика, взаимодействие с другими видами искусства.
- 16. «Слово о полку игореве»: историческая основа и художественный мир.
- 17. Концепция человека и художественные формы его изображения в лирике, новеллистике и
- 18. «Смеховой мир» романов эпохи возрождения («гаргантюа и пантагрюэль» рабле)
- 19. Театр в. Шекспира: специфика художественного конфликта и героев, этико-философская
- 20. Эстетика барокко и его особенности в западноевропейской, украинской и русской литературе.
- 21. Теоретические основы классицизма: взаимовсязь с философией, система жанров, поэтика.
- 23. Специфика классицизма в украинской и русской литературе и искусстве (феофан прокопович, кантемир, тредиаковский, ломоносов, сумароков, державин, фонвизин).
- 24. Нравственно-философская проблематика и художественный мир романов просвещения (свифта, дефо, вольтера и др.)
- 25. Литература и искусство западноевропейского сентиментализма (т. Грей, стерна, руссо, гете)
- 26. Просветительство в восточнославянских литературах и культурах (новиков, радищев, крылов)
- 27. Специфика сентиментализма в восточнославянских литературах и искусстве (карамзин, жуковский)
- 28. Философские, этические и эстетические взгляды г. Сковороды в контексте культуры XVIII ст.
- 29. Художественное наследие г. Сковороды и его роль в развитии украинской литературы.
- 30.Tbop4ectbo и. П. Котляревского: идейно-художественное своеобразие, место и значение в художественной литературе.
- 31. Литература и искусство западноевропейского романтизма: концепция мира и человека, поэтика, жанры (блейк, гойя, новалис, в. Скотт, дж. Байрон, гюго и др.)
- 32. Романтизм в русской и украинской литературе (пушкин, лермонтов, гоголь. Шквчкнко).
- 33. Мир и человек в западноевропейском реалистическом романе первой половины XIX века (диккенс, теккерей, стендаль, бальзак).
- 34 Социально-психологическая проблематика и нравственно-
- 36. Реализм в русской и украинской живописи («передвижники», крамской, ге, репин) и музыке («могучая кучка»).
- 37. Западноевропейская проза и искусство второй половины XIX века (бодлер, леконт де лиль, э мане, э дега, к. Моне
- 38 Символизм в западноевропейской поэзии и живописи последней трети XIX века (верлен, рембо, маларме, моро, редон, гоген)
- 39. Русский символизм в литературе и искусстве: философско-эстетические концепции и художественная практика (мережковский, сологуб, брюсов, бальмонт, блок, белый,
- 40.Акмеизм и футуризм в литературе начала XX в.: философско-эстетические платформы и поэтика (гумилев, ахматова, маринетти, хлебников, маяковский, семенко).
- 41. Специфика украинской и русской «неореалистической» прозы конца хгх - начала XX века (коцюбинский, кобылянская, стефаник, чехов, бунин, андреев, куприн и др.)
- 42. «Новая драма» рубежа XIX и XX ст. (ибсен, метерлинк, чехов, горький, блок, л. Андреев, куприн)
- 43. 3Ападноевропейская модернистская проза первой половины XX ст. (джойс, кафка, пруст, камю, сартра
- 44. Ос0бенности развития украиской и советской литератур1 в первой половине XX ст. (сосюра, тычина, зеров, рыльский, горький, толстой, шолохов)
- 45. Задержанная украинская и русская литература: хвылевой, пидмогильный, кулиш, курбас,платонов, булгаков, пастернак и др.
- 46. Литература украинского и русского зарубежья (винниченко, маланюк, шмелев, бунин, зайцев).
- 47. Постмодернизм как художественно-сстеీā66ༀヰ堀6666 система второй половині XX века и его представители (у. Эко, в. Ерофеев, саша соколов, в. Пелевин, ю. Андрухович, о. Забужко).
- 48. Основные течения модернизма в живописи XX века: экспрессионизм (кирхнер идр.), кубизм (пикассо, брак), сюрреализм (шагал, дали), абстраеционизм (кандинский, малевич, мондриан).