logo search
ЛИТЕРАТУРА ЕГЭ НОВОЕ

Русские критики-современники а.Островского о главной героине «Грозы»

А. М. Пальховский. «Гроза», драма А. Н. Островского».

В Катерине, как женщине неразвитой, нет сознания долга, нравственных обязанностей, нет развитого чув­ства человеческого достоинства и страха запятнать его каким-нибудь безнравственным поступком; в ней есть только боязнь греха, страх дьявола, ее пугает только ад кромешный, геенна огненная: в ней есть мистицизм, по нет нравственности...

...Катерина никак не может быть героиней драмы; но зато она служит превосходным сюжетом для сати­ры. Разражаться громом против Катерин — нечего: они не виноваты в том, что сделала из них среда, в кото­рую еще до сих пор не проник ни один луч света...

1859 г.

Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве».

В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности,... провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет поль­зоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу. Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!

1860 г.

Д. И. Писарев. Мотивы русской драмы.

Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет зав­тра, она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей, наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянув­шиеся узлы самым глупым средством — самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.

1864 г.