Вопрос 1.Современный русский литературный язык.
СРЛЯ (письм.яз, станд.яз, яз.кул-ры, общий яз) - 1 из многочисл. пластов нац.яз., наряду с жаргон, простореч. Обработанная и образцов форма яз народа, объединяет чл. соц. общности; хар-ся наличием письм. нормализ и кодифиц формы, обяз-тью для всех гов-щих, полифункц-тью, стилистич. дифференц-й. Его отличия: нормиров-ть, общеизв-ть. Он известен кажд. носителю яз. охран-ся учёными, яз-ведами, культ.людьми, дикторами радио и теле, т.е. узуален; кодифицирован, т.е. закреплён в нормативн. сл-рях и грам-ках норм РЛЯ. Ист-ки изменчив. Норма - ист-ки сложивш. система правил, кот. отвеч. все ед. яз уровней: фонетич (звон’ишь), лексич (лек-сем: сиреневый огурец, т.е.смысл), граммат: морфол и синт (голубая бант). Яз, как и нормы, развив-ся. Изм-ть норм - медлен. проц-с, т.к. у общ. есть потреб-ть сохр-ть культ-е памятники, зафиксир в письм. текстах; их стар-ся стабилиз-ть. Различ. «старшую» и «млад» норму. Н-р, форма ж.р. у гл. имеет удар-е на оконч: родил’ась - старш.н., допустимо род’илась - младш.н., как и брал’ось-бр’алось. Чтобы норма стала общепризнанной, она д. появиться пр. всего в печати, т.е. д.б. зафиксирована письменно. Судьба нормы: может не устояться; м. сущ-ть наравне со «старш»; м. стать единств и вытеснить «старш». Н-р, «торт’ы” в 70-е гг. б. не лит-ным вар-том, как ныне «зв’онишь», но его част-ть растёт, может стать млад. нормой. СЛЯ не пред-ет единства, он диффер-н с учётом сф. употребл, реч. ситуации. Носители яз. избирают яз. ед. с учётом сф, в кот. общается: делопр-во, право, зак-во, к-ра и ис-во, радио, публ-ка, разг-бытов. Функц. стиль – выбор комплекса яз-х сред-в с учётом сф реч. деят-ти. Основные лит. стили: 1. Научн., цель: сообщ науч. сведений, науч. объяснение фактов; формы: учебник, справ-к, энциклоп, научн.статья, доклад; яз.ср: термины,проф-мы. 2. Офиц-делов, цель: орг-ция сф. правовых, служ-х и произв-ных отношений; формы: деловые бумаги (заявление, договор, протокол, резюме); яз.ср: точность, стандарт, стерео тип. 3. Публиц, цель: передача общ-значимой инф-ции; формы: СМИ; яз. ср: логичность, образ-ть, оцен-ть, призывность, общ-политич лексика. 4. Разг, цель: общение; формы: монологи, диалоги, записки, письма; яз.ср: спонтанность, простота, эмоц-ть, жесты, мимика. Мы не выделяем худож.стиль, т.к. это язык худож.лит-ры, вбирающ многообразие нац.яз: лит.яз +диал, жаргон,слэнг.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1.Современный русский литературный язык.
- Вопрос 2. Конститутивные, артикуляционные и акустические признаки согласных и гласных звуков в фонетической системе ря.
- Вопрос 10. Диахронные(неморфологические, неформантные) способы словообразования в русском языке: лексико-семантический; морфолого-синтаксический(субстантивация, адъективация, адвербиализация).
- Вопрос 15. Имя числительное как часть речи: общая хар-ка. Лексико-грамматические разряды числительных: состав и хар-ка. Склонение числительных.
- Вопрос 16. Местоимение как часть речи: общая хар-ка. Принципы классификации местоимений. Хар-ка основных лексико-грамматических разрядов местоимений. Склонение местоимений.
- 21. Предложение. Основные признаки. Типы.
- 26. Орфоэпия.
- 28. Лексикография: предмет и задачи
- 36. Основные грамматические категории имени сущ-го в др/рус языке: род, число, падеж, история двойственного числа.
- Вопрос 37. Характеристика морфологической системы имен прил-х в др/рус языке. Изменения в области кратких и полных прил-х. Степени сравнения имен прил-х.
- 40. Методы изучения языка. Диахронные (сравнительно-исторический и исторический) методы и синхронные(сопоставительный и описательный) методы.
- Вопрос 43. Ссп. Структурно-семантические типы ссп.
- Вопрос 44. Спп. Виды связи придаточного с главным: присловная, корреляционная и детерминантная. Спп нерасчлененной структуры.
- 48. Диалектное членение русского языка.
- 49. Общественная сущность языка. Язык и общество. Социальные функции языка.
- 50. Основы морфологической и генеалогической классификации языков.
- 12. Жанровые черты романа Тургенева
- 22. Поэтическое наследие Ахматовой. Основные черты поэтики. Эволюция художественной системы.
- 23. Стилевые и жанровые особенности русской прозе начала 20 века. (Бунин, куприн, андреев) и. А. Бунин.
- 26. Модернистский роман в западной лит-ре 20 века.
- 28. Варианты романной поэтики в творчестве Бальзака и Диккенса
- 27. «Новая драма» от XIX к XX веку (Символистскаядрама Матерлинка, экспрессионистическая драма Брехта, «драма идей» Ибсена)
- 30.Концепция человека в «Фаусте» Гете.
- 29. Концепция мира и человека в западно-европейском романтизме. Романтический герой.
- 32. Образ Дон Кихота в одноименном романе Сервантеса.
- 31. Драма в системе классицизма (трагедии Корнеля, Расина, «высокая комедия» Мольера).
- 34. Основные тенденции развития современного литертурного процесса.
- 33. Мир и человек в «Божественной комедии» Данте.
- 40. Великие трагедии Шекспира.
- 39. Модернизм в русской литературе конца 19 – нач 20. Основные течения. Теория и практика модернизма.
- 42. Эволюция поэтического творчества Есенина. Трагичность мировоззрения поэта.
- 41. Личность и творчество Байрона.
- 44. Проза Платонова. Социальная, философская и этическая проблематика его творчества. Стилистическое своеобразие платоноской прозы.
- 43. Проза Булгакова. Темы, проблемы, герои. «Фантастический реализм» как особенность творческого метода. Роман «Мастер и Маргарита»: авторская позиция и своеобразие её хдожественного воплощения.
- 46. Проза русского зарубежья. Стилевое и жанровое совеобразие (Шмелев, Зайцев, Набоков)
- 45. «Деревенская проза» в русской литературе 20 века. Её истоки, философский характер, художественные поиски.
- 48. Русская народная сказка.