42. Эволюция поэтического творчества Есенина. Трагичность мировоззрения поэта.
Крестьянская Русь — центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница — день поминовения умерших, обычно первый понедельник п/е пасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли на Руси первые весенние дни. Голубая, синяя — постоянные эпитеты есенинской России:
Опять передо мною голубое поле.Качают лужи солнца рдяный лик. <...>
Водою зыбкой стынет синь во взорах...Специфическое использование цвета характерное для всей поэзии начала XX века явление. Если у Блока «синий» — цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то в поэзии Есенина он почти всегда предметно закреплен, более конкретен. Смысловые ассоциации синих цветов — молодость, полнота светлых чувств, нежность.
Ключевые образы ранней поэзии — звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия — это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»: Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.(«Голубень»)Россия Есенина — это лишь поэтический миф. Для молодого Е. она — воплощение рая. Однако постепенно этот образ осложняется. Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» — другая, «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная.
Но, вопреки всему, чувства лирического героя неизменны: «Тебе одной плету венок, / Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить — /Я научиться не могу».
Две России — «земная» и «небесная» — уживаются в душе поэта, хотя его тоска — о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина — «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что она — оставленная. Мотив покинутого отчего дома — один из ведущих в лирике Есенина.
В качестве специфических черт лирического героя есенинской поэзии обычно выделяют следующие:
— максимальная приближенность «биографии героя» к биографии автора;
― естественность тона, исповедальная открытость лирического героя;
― ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире;
Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира, на протяжении творческого пути стиль поэта менялся. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», — писал поэт в автобиографии . «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие новокрестьянские поэты, ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику. В 1917-1919 гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица », «Небесный барабанщик», «Инония» и др. Однако ожидания Есенина не оправдались. Весной 1920 г. было написано стих. «Я последний поэт деревни...»: Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.За прощальной стою обеднейКадящих листвой берез.Стих - созданный средствами пейзажной живописи образ прощания и с вымирающей — деревянной деревней, и с ее последним поэтом — еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало.
Е. будто заказывает панихиду по дорогому его сердцу «Обреченному миру».
Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков.
Год 1920-й — переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома усложняются у него конфликтом «Русь Советская» — «Русь уходящая». Сам поэт — в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».
Особенности поэтического стиля. Литературоведы обычно отмечают следующие черты поэтики Есенина:
1) Песенно-фольклорное начало. Это прежде всего песенная мелодичность. Ритмический рисунок есенинского стиха сходен с ритмикой народных песен и частушек.
2) Специфическая образность. Каждый есенинский образ («сказочный оборотень», по словам поэта) заключает в себе определение какой-то, не всегда легко, с ходу понятной поэтической мысли. В большинстве случаев «фигуральности Есенина», как правило, практически непереводимы на язык понятий. Для того чтобы глубже понять мысль поэта, необходимо учитывать весь контекст его творчества. Так, строка «все пройдет, как с белых яблонь дым» из знаменитого «Не жалею, не зову, не плачу...» скажет гораздо больше, если знать, что яблоня у Есенина — это и реальное дерево, и образ души поэта:
Словесный образ Есенина отражает «узловую завязь природы и человека». Отсюда — два любимых художественных приема поэта — олицетворение и метафора, которые нередко совмещаются в одном образе:
Изба-старуха челюстью порогаЖует пахучий мякиш тишины.(«О красном вечере задумалась дорога...»)Своеобразное открытие Есенина — «олицетворение наоборот», когда происходящее с миром природы отождествляется с состоянием человека. Целиком на таком приеме построено стихотворение «Отговорила роща золотая...» «Роща золотая» — это и сам поэт, и его поэзия. Для Есенина поэзия — прекрасный сад, где слова — листья, а образы — яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком. Лирический герой Есенина часто наделяет себя «портретными» признаками деревьев (чаще всего — клена), цветка, листа: 3) Особенности цветовой и световой палитры. Преобладающие цвета в лирике Есенина — синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:
Несказанное, синее, нежное,Тих мой край после бурь, после гроз,И душа моя — поле безбрежное —Дышит запахом меда и роз.Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, а внутренний — пейзаж души лирического героя.
«Не жалею, не зову, не плачу». Цикл «Москва кабацкая». Расстояние м/у автором и глав. героем сужается до предела, они практически сливаются. Общее настроение грусти напоминает нам о классич-м жанре элегии. Есть еще 1 ЛГ – образ природы, кот. проявл-ся в эпитетах, метафорах: «белых яблонь дым» и др. Первый ЛГ представлен в 2х ипостасях: воспомин-я о прошлом и рассуждения о настоящем и вечном. Второй ЛГ – природа тоже в 2х ипостасях – образ весны и образ осени. В композ-м плане стих-е можно разделить на 2 части: рассуждения о юности и философ-е рассуждения о смерти. В ст-и преобл-т зеленый, золотой и белый цвета.
«Неуютная жидкая лунность» 2 героя – ЛГ и образ Руси. Настроение – грустное, по ходу стих-я оно усиливается до отчаяния и трагизма. Образ России: нищая, бедная, полевая. Срастание ЛГ с образом России. Цвета: желтый, розовый, серый, белый. Важен акустич-й аспект стих-я: скрип телеги, звук тишины.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1.Современный русский литературный язык.
- Вопрос 2. Конститутивные, артикуляционные и акустические признаки согласных и гласных звуков в фонетической системе ря.
- Вопрос 10. Диахронные(неморфологические, неформантные) способы словообразования в русском языке: лексико-семантический; морфолого-синтаксический(субстантивация, адъективация, адвербиализация).
- Вопрос 15. Имя числительное как часть речи: общая хар-ка. Лексико-грамматические разряды числительных: состав и хар-ка. Склонение числительных.
- Вопрос 16. Местоимение как часть речи: общая хар-ка. Принципы классификации местоимений. Хар-ка основных лексико-грамматических разрядов местоимений. Склонение местоимений.
- 21. Предложение. Основные признаки. Типы.
- 26. Орфоэпия.
- 28. Лексикография: предмет и задачи
- 36. Основные грамматические категории имени сущ-го в др/рус языке: род, число, падеж, история двойственного числа.
- Вопрос 37. Характеристика морфологической системы имен прил-х в др/рус языке. Изменения в области кратких и полных прил-х. Степени сравнения имен прил-х.
- 40. Методы изучения языка. Диахронные (сравнительно-исторический и исторический) методы и синхронные(сопоставительный и описательный) методы.
- Вопрос 43. Ссп. Структурно-семантические типы ссп.
- Вопрос 44. Спп. Виды связи придаточного с главным: присловная, корреляционная и детерминантная. Спп нерасчлененной структуры.
- 48. Диалектное членение русского языка.
- 49. Общественная сущность языка. Язык и общество. Социальные функции языка.
- 50. Основы морфологической и генеалогической классификации языков.
- 12. Жанровые черты романа Тургенева
- 22. Поэтическое наследие Ахматовой. Основные черты поэтики. Эволюция художественной системы.
- 23. Стилевые и жанровые особенности русской прозе начала 20 века. (Бунин, куприн, андреев) и. А. Бунин.
- 26. Модернистский роман в западной лит-ре 20 века.
- 28. Варианты романной поэтики в творчестве Бальзака и Диккенса
- 27. «Новая драма» от XIX к XX веку (Символистскаядрама Матерлинка, экспрессионистическая драма Брехта, «драма идей» Ибсена)
- 30.Концепция человека в «Фаусте» Гете.
- 29. Концепция мира и человека в западно-европейском романтизме. Романтический герой.
- 32. Образ Дон Кихота в одноименном романе Сервантеса.
- 31. Драма в системе классицизма (трагедии Корнеля, Расина, «высокая комедия» Мольера).
- 34. Основные тенденции развития современного литертурного процесса.
- 33. Мир и человек в «Божественной комедии» Данте.
- 40. Великие трагедии Шекспира.
- 39. Модернизм в русской литературе конца 19 – нач 20. Основные течения. Теория и практика модернизма.
- 42. Эволюция поэтического творчества Есенина. Трагичность мировоззрения поэта.
- 41. Личность и творчество Байрона.
- 44. Проза Платонова. Социальная, философская и этическая проблематика его творчества. Стилистическое своеобразие платоноской прозы.
- 43. Проза Булгакова. Темы, проблемы, герои. «Фантастический реализм» как особенность творческого метода. Роман «Мастер и Маргарита»: авторская позиция и своеобразие её хдожественного воплощения.
- 46. Проза русского зарубежья. Стилевое и жанровое совеобразие (Шмелев, Зайцев, Набоков)
- 45. «Деревенская проза» в русской литературе 20 века. Её истоки, философский характер, художественные поиски.
- 48. Русская народная сказка.