Вопрос 43. Ссп. Структурно-семантические типы ссп.
ССП – сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. Среди ССП выделяют предл-я открытой и закрытой структуры. ССП закрытой стр-ры, минимальные конструкции которых представляют сочетание обязательно двух предикативных единиц, противостоят ССП открытой структуры, минимальные конструкции которых представляют сочетания неопределенного кол-ва предикативных единиц.
ССП открытой структуры: 1)соединительные союзы – не являются необходимым строевым элементом сложного предложения. Значение соединительных предложений создается не союзами, а самим фактом открытости структуры и однотипностью частей предложения. По хар-ру временной соотнесенности делятся: а)предложения одновременности; б)предложения следования; 2)разделительные союзы – являются необходимым строевым эл-ом структуры сложного предложения, т.к. именно они вносят в предложение тот специфический модальный оттенок потенциальности, значение выбора, которые составляют существо отношений разделительного перечисления. Выделяют: а)взаимоисключения – перечисляется ряд предполагаемых явлений, реальное существование одного из которых исключает все остальные, образуются с помощью союзов (или, либо, не то…не то, то ли…то ли); б)чередования – перечисляется ряд событий, которые повторяются, чередуясь, не совмещаясь в одно и то же время, обр-ся с помощью союза (то…то).
ССП закрытой структуры: 1)соединительные: а)соединительно-распространительные – вторая часть распространяет первую, поэтому во второй части обычно бывают анафорические элементы, указывающие на какой-то предмет, лицо, признак, о которых говорится в первой части, или на все ее содержание, образуется с помощью союзов «и, да» (среди темноты видны были костры на площади, и там стояли и сидели матросы); б)соединительно-результативные (союз «и») – вторая часть выражает результат (или вывод), который обусловлен содержанием первой части (потемки все более сгущались, и предметы теряли свои контуры); в)условно-следственные (союз «и»): сумейте создать соответствующие условия, и вы удлините жизнь растений; г)соединительно-отождествительные (тоже, также) – между действиями и признаками лиц и предметов, о которых говорится в первой и во второй частях, устанавливается тождество или сходство (Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе); д)соединительно-гардационные – союз «не только…но и» соединяя два явления, указывает, что при их сопоставлении говорящий считает второе явление более важным (Не только Соня не могла без краски выдержать этого взгляда, но и старая графиня).
2)противительные – в противительных предложениях выражаются различные виды противительных отношений, все эти виды основываются на противопоставлении событий, о которых говорится в предикативных частях. Выделяют: а)противительно-ограничительные предл-я (но, однако, да) – сообщается о таких событиях, второе из которых ограничивает проявление первого, мешает ему или уточняет его, опровергая в какой-то части (Пошла бы и она в лес, да детей не с кем оставить); б)противительно-сопоставительные (а, же) – сопоставляются различные в каком-либо отношении явления, причем эти явления при всем своем несходстве не отменяют друг друга, а как бы сосуществуют(Низ башни был каменный, а верх деревянный); в)противительно-возместительные(зато, но, да) – какое-либо явление рассматривается с разных сторон, причем одна его сторона чаще всего оценивается как отрицательная, а вторая – как положительная (Ржавеют в арсеналах пушки, зато сверкают кивера); г)противительно-уступительные(но, однако, да) – противительное значение осложняется уступительным, одно явление должно было вызвать другое, но не вызвало (В доме у меня была своя комната, но жил я на дворе в хибарке).
3)пояснительные (а именно, то есть) – говорящий при помощи второй части уточняет, раскрывает содержание первой (Мы спали, то есть сестра спала, а я лежал с открытыми глазами и думал);
4)присоединительные (да и, а то, а не то, не то) выражаются присоединительные отношения, осложненные различными добавочными значениями. В предложениях с союзом «да и» выражается добавочное усилительное значение (Ты мне нового ничего не скажешь, да и я не скажу). В предложениях с союзами «а то, а не то, не то» выражается значение предостережения (Отвечай мне, а не то буду беспокоиться).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1.Современный русский литературный язык.
- Вопрос 2. Конститутивные, артикуляционные и акустические признаки согласных и гласных звуков в фонетической системе ря.
- Вопрос 10. Диахронные(неморфологические, неформантные) способы словообразования в русском языке: лексико-семантический; морфолого-синтаксический(субстантивация, адъективация, адвербиализация).
- Вопрос 15. Имя числительное как часть речи: общая хар-ка. Лексико-грамматические разряды числительных: состав и хар-ка. Склонение числительных.
- Вопрос 16. Местоимение как часть речи: общая хар-ка. Принципы классификации местоимений. Хар-ка основных лексико-грамматических разрядов местоимений. Склонение местоимений.
- 21. Предложение. Основные признаки. Типы.
- 26. Орфоэпия.
- 28. Лексикография: предмет и задачи
- 36. Основные грамматические категории имени сущ-го в др/рус языке: род, число, падеж, история двойственного числа.
- Вопрос 37. Характеристика морфологической системы имен прил-х в др/рус языке. Изменения в области кратких и полных прил-х. Степени сравнения имен прил-х.
- 40. Методы изучения языка. Диахронные (сравнительно-исторический и исторический) методы и синхронные(сопоставительный и описательный) методы.
- Вопрос 43. Ссп. Структурно-семантические типы ссп.
- Вопрос 44. Спп. Виды связи придаточного с главным: присловная, корреляционная и детерминантная. Спп нерасчлененной структуры.
- 48. Диалектное членение русского языка.
- 49. Общественная сущность языка. Язык и общество. Социальные функции языка.
- 50. Основы морфологической и генеалогической классификации языков.
- 12. Жанровые черты романа Тургенева
- 22. Поэтическое наследие Ахматовой. Основные черты поэтики. Эволюция художественной системы.
- 23. Стилевые и жанровые особенности русской прозе начала 20 века. (Бунин, куприн, андреев) и. А. Бунин.
- 26. Модернистский роман в западной лит-ре 20 века.
- 28. Варианты романной поэтики в творчестве Бальзака и Диккенса
- 27. «Новая драма» от XIX к XX веку (Символистскаядрама Матерлинка, экспрессионистическая драма Брехта, «драма идей» Ибсена)
- 30.Концепция человека в «Фаусте» Гете.
- 29. Концепция мира и человека в западно-европейском романтизме. Романтический герой.
- 32. Образ Дон Кихота в одноименном романе Сервантеса.
- 31. Драма в системе классицизма (трагедии Корнеля, Расина, «высокая комедия» Мольера).
- 34. Основные тенденции развития современного литертурного процесса.
- 33. Мир и человек в «Божественной комедии» Данте.
- 40. Великие трагедии Шекспира.
- 39. Модернизм в русской литературе конца 19 – нач 20. Основные течения. Теория и практика модернизма.
- 42. Эволюция поэтического творчества Есенина. Трагичность мировоззрения поэта.
- 41. Личность и творчество Байрона.
- 44. Проза Платонова. Социальная, философская и этическая проблематика его творчества. Стилистическое своеобразие платоноской прозы.
- 43. Проза Булгакова. Темы, проблемы, герои. «Фантастический реализм» как особенность творческого метода. Роман «Мастер и Маргарита»: авторская позиция и своеобразие её хдожественного воплощения.
- 46. Проза русского зарубежья. Стилевое и жанровое совеобразие (Шмелев, Зайцев, Набоков)
- 45. «Деревенская проза» в русской литературе 20 века. Её истоки, философский характер, художественные поиски.
- 48. Русская народная сказка.