28. Варианты романной поэтики в творчестве Бальзака и Диккенса
Революция во Франции перемешивает все социальные слои. Крестьянская фамилия Бальса превращается в аристократическую де Бальзак. Оноре учится на юриста, проходит практику в юридической конторе (как и герой «Гобсека»)
Параллельно посещает лекции по мировой литературе в Сорбонне. Позже он становится профессиональным писателем, открывает свое издательство.
Бальзак был легитимистом, сторонником законной власти.
Первая трагедия и несколько прозаических произведений не приносят ему славы (писал их под псевдонимом). Единственное произведение из раннего, которое он включил в свою «Человеческую комедию» стало произведение «Физиология брака». 1829 год. Пишет роман о революции «Совы».
Бальзак обожает Вальтера Скотта (списывает у него целыми страницами, берет из его стиля необычайно длинные описания). Он хотел писать не о герое, а об общественной жизни. А для того, чтобы это было авантюрно и привлекательно, он решил объединить все романы сквозными персонажами, чтобы знать, как меняется общество. В итоге это превращается в огромный цикл «Человеческая комедия». Сопоставление с Данте, ирония на человеческое общество, тогда как у Данте не было иронии. Круги ада Бальзак сопоставляет с социальными кругами. По одним данным в этом цикле 98 произведений, по другим – 95. временные рамки, которые описаны в «ЧК»: 1816-1848гг (парижская коммуна). Многие произведения, вошедшие в состав «ЧК» Бальзак написал до того, как задумал объединить все в единый цикл. Название цикла было придумано в 1841 году.
Тема всего его творчества – деньги. Он описывает человеческие нравы через денежные перипетии. Пишет о губительном влиянии денег.
3 цикла человеческой комедии: Этюды о нравах. Они делятся на сцены (с.частной жизни, с.провинциальной жизни, с.парижской жизни, с.политической жизни, с.военной жизни, с.сельской жизни). Философские этюды (открывает этот цикл «Шагреневая кожа»). Аналитические этюды. Отдает дань позитивизму. Это очерки о социальной и биологической природе человека.
Бальзак говорит, что у его «ЧК» будет два типа читателей: те, которые будут читать отдельные произведения; и те, которые прочитают всю комедию от начала до конца. Его героев можно встретить в разных произведениях. Бальзак – критический реалист: пишет про человека, который формируется под воздействием среды, общество движет человеком. В предисловии Бальзак пишет: «Я изображаю три вещи: мужчину, женщину, вещь». (Во французском языке слово вещь многозначно, она имеет занчение и предмета и идеи). Описание же предметов играет большую роль в раскрытии психологических портретов, как это было в описании быта Гобсека.
Большие деньги несут проклятие. Хозяева крупных состояний – банкиры, ростовщики, торговцы – погрязли в перступлениях. «Украдите миллион, и о твоих добродетелях будут кричать в салонах» («Шагреневая кожа»). Все пользуются властью за счет денег, но подчиняя себе, они сами становятся рабами золота.
«Гобсек» 1830 г. (рассказ в рассказе) «Евгения Гранде» 1833г. «Шагреневая кожа» Элемент фантастики. Слово шагрень переводится с фр еще и как горе. «ШК» - формула нашей современной жизни. ШК уничтожает в Рафаэле чувства к жизни.
Творчество Бальзака – это утраченные иллюзии.
Чарльз Диккенс (1812-1870) В "Записках Пиквикского клуба" звучали уже критические интонации, но говорить о сатире в настоящем смысле слова здесь еще нет основания. обличительная интонация смягчена шуткой и веселым смехом. В произведениях 1833-1836 годов Диккенс сглаживает все мрачное и печальное, все жестокое и уродливое. Молодой Диккенс видит изнанку современных парламентских выборов и возмущается ею, но, создавая интенсуиллский эпизод в "Пиквикском клубе", изображает выборы скорее в комическом, чем в сатирическом свете. Он несомненно видит всю нелепость судебной практики и существующего законодательства, но, рисуя процесс Бардл против Пиквика, создает такуюкартину суда, в которой обличительная интонация ослаблена комичностью изображаемой картины.
Люди, умственно ограниченные (Пиквик), подкупают моральным величием, трусливые (Уинкль) - добротой и порядочностью. Любуясь человеческими достоинствами основателя Пиквикского клуба, читатель в то же время смеется над его "научными открытиями" и наивным простодушием, позволяющим ему верить в любую небылицу и принимать за достоверную истину грубейший вымысел ловкого проходимца - Джингля. Так юмор, в котором Диккенс с первых творческих шагов достиг огромного мастерства, помог ему держаться в рамках реалистического изображения действительности даже тогда, когда он особенно близко подходил к романтической идеализации. Комедийные образы, созданные Диккенсом-юмористом, лучшее подтверждение справедливости этого определения. Источник смеха в них - комическое несоответствие формы выражения существу изображаемого. Писатель торжественно и глубокомысленно говорит о вещах, по своей природе не только совершенно незначительных, но часто нелепых, сообщает о самых нелогичных поступках своих героев в тоне полного спокойствия и невозмутимости. Веселая шутка и фарс, вносимые порой совершенно неожиданно в самое серьезное и даже трагическое повествование, неразрывно связаны в творчестве молодого Диккенса с оптимизмом, который определяет отношение писателя к окружающему его миру в первые годы творчества.
«Домби и сын»(1848)
сложная картина состояния английского об-ва. Название: не имя героя, а название фирмы: значимость для судьбы Домби. Гордость – качество дельца Домби. Он владелец, в этом смысл его жизни. Все в их доме посвящено делу. Фани гибнет. Дети в семье лишены ласки, несчастны. Домби-сложная натура. Деньги сильны, но они не спасают его в тот момент, когда он остается один. А тот момент его спасает дочь. Финал – оптимизм. В сыне видит наследника дела, любви нет. Сын погиб. Крах фирмы разрушил его каменное сердце. Диккенс верит еще в возможностьть нравственного перерождения человека. Карикатура на общество, на его влияние на человека.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1.Современный русский литературный язык.
- Вопрос 2. Конститутивные, артикуляционные и акустические признаки согласных и гласных звуков в фонетической системе ря.
- Вопрос 10. Диахронные(неморфологические, неформантные) способы словообразования в русском языке: лексико-семантический; морфолого-синтаксический(субстантивация, адъективация, адвербиализация).
- Вопрос 15. Имя числительное как часть речи: общая хар-ка. Лексико-грамматические разряды числительных: состав и хар-ка. Склонение числительных.
- Вопрос 16. Местоимение как часть речи: общая хар-ка. Принципы классификации местоимений. Хар-ка основных лексико-грамматических разрядов местоимений. Склонение местоимений.
- 21. Предложение. Основные признаки. Типы.
- 26. Орфоэпия.
- 28. Лексикография: предмет и задачи
- 36. Основные грамматические категории имени сущ-го в др/рус языке: род, число, падеж, история двойственного числа.
- Вопрос 37. Характеристика морфологической системы имен прил-х в др/рус языке. Изменения в области кратких и полных прил-х. Степени сравнения имен прил-х.
- 40. Методы изучения языка. Диахронные (сравнительно-исторический и исторический) методы и синхронные(сопоставительный и описательный) методы.
- Вопрос 43. Ссп. Структурно-семантические типы ссп.
- Вопрос 44. Спп. Виды связи придаточного с главным: присловная, корреляционная и детерминантная. Спп нерасчлененной структуры.
- 48. Диалектное членение русского языка.
- 49. Общественная сущность языка. Язык и общество. Социальные функции языка.
- 50. Основы морфологической и генеалогической классификации языков.
- 12. Жанровые черты романа Тургенева
- 22. Поэтическое наследие Ахматовой. Основные черты поэтики. Эволюция художественной системы.
- 23. Стилевые и жанровые особенности русской прозе начала 20 века. (Бунин, куприн, андреев) и. А. Бунин.
- 26. Модернистский роман в западной лит-ре 20 века.
- 28. Варианты романной поэтики в творчестве Бальзака и Диккенса
- 27. «Новая драма» от XIX к XX веку (Символистскаядрама Матерлинка, экспрессионистическая драма Брехта, «драма идей» Ибсена)
- 30.Концепция человека в «Фаусте» Гете.
- 29. Концепция мира и человека в западно-европейском романтизме. Романтический герой.
- 32. Образ Дон Кихота в одноименном романе Сервантеса.
- 31. Драма в системе классицизма (трагедии Корнеля, Расина, «высокая комедия» Мольера).
- 34. Основные тенденции развития современного литертурного процесса.
- 33. Мир и человек в «Божественной комедии» Данте.
- 40. Великие трагедии Шекспира.
- 39. Модернизм в русской литературе конца 19 – нач 20. Основные течения. Теория и практика модернизма.
- 42. Эволюция поэтического творчества Есенина. Трагичность мировоззрения поэта.
- 41. Личность и творчество Байрона.
- 44. Проза Платонова. Социальная, философская и этическая проблематика его творчества. Стилистическое своеобразие платоноской прозы.
- 43. Проза Булгакова. Темы, проблемы, герои. «Фантастический реализм» как особенность творческого метода. Роман «Мастер и Маргарита»: авторская позиция и своеобразие её хдожественного воплощения.
- 46. Проза русского зарубежья. Стилевое и жанровое совеобразие (Шмелев, Зайцев, Набоков)
- 45. «Деревенская проза» в русской литературе 20 века. Её истоки, философский характер, художественные поиски.
- 48. Русская народная сказка.