32. Образ Дон Кихота в одноименном романе Сервантеса.
Роман «Дон Кихот» - вершина творчества Сервантеса и итог развития ренессансной прозы Испании. С. использовал устоявшиеся образы и формы рыцарского и пасторального романа, но вложил иное содержание, он произвел революцию в представлениях о рыцарях. Мелкопоместное дворянство еще продолжало цепляться за идеальные образы «Амадисов». Так поддерживалась вера в возможность возврата былой мощи и влияния. Но с крушением феодальных отношений, с обнищанием идальго иссякли идеи, которые питали дух гордого испанского идальго. Сервантес, подчеркивая отрицательное в современном дворянстве выдвигает человека, сочетающего в себе романтику и героику средневекового эпоса, искаженные и извращенные в рыцарских книгах XV—XVI вв., и освободительные идеи Ренессанса. «Дон Кихот» сначала развертывается как пародия на рыцарский роман. Сервантес заявлял, что стремился «внушить людям отвращение к вымышленным и нелепым историям». Так он боролся со старым, феодальным сознанием, которое подкреплялось ими и находило в них поэтическое выражение. Сервантес подсмеивается также над претенциозным стилем рыцарских романов.
Алонсо Кехано назвал себя громким именем Дон Кихота Ламанчского, облекся в рыцарские доспехи, избрал себе даму сердца и, оседлав боевого коня, отправился на поиски приключений. Вскоре появился у него оруженосец, мирный землепашец Санчо Панса. Нелепы и часто смехотворны «подвиги» Дон Кихота: постоялый двор представляется ему замком, купцы – странствующими рыцарями, ветряные мельницы – многорукими великанами и т.д.
Поначалу роман Сервантеса почти не выходит за пределы литературной пародии. Но постепенно Дон Кихот перестает быть только комической фигурой. Дон Кихот проявляется не только как поэт, он, при всем своем безумии, еще и благородный мыслитель, человек большого ума. По мере развития романа фигура Дон Кихота приобретает все более патетический характер. Его безумие все чаще оборачивается мудростью. Дон Кихот рассуждает так, как рассуждали гуманисты эпохи Возрождения. Мудрость Дон Кихота не была церковной. Он мечтал не о небесном, а о земном счастье человечества и всегда готов был дать добрый совет тому, кто испытывал в нем нужду. Однако Сервантес непрерывно ставит Дон Кихота в нелепые смешные положения, ведь прекраснодушие Дон Кихота бессильно что-либо изменить в мире, в котором воцарились эгоизм и стяжательство. Роман завершается торжеством здравого смысла. Перед смертью Дон Кихот отрекается от рыцарских романов и всех своих былых сумасбродств.
Дон Кихот не одинок. У него верный спутник Санчо Панса– удивительно колоритная фигура.В нем сочетаются простодушие и лукавство, наивное легковерие и практический взгляд на вещи. Рыцарские идеалы чужды ему, стадо баранов для него просто стадо баранов, а не войско великого императора и т.д. Он любит всласть поесть, попить, поспать. Он искренне радуется, когда в кармане у него звенят червонцы или когда он может уехать, не заплатив алчному трактирщику. Когда удары фортуны нагоняют на него уныние, он начинает тосковать по тихой сельской жизни.Образ Санчо Пансы уже встечался в средневек. литературе. Во франц.героическом эпосе - комический тип оруженосца-весельчака, болтуна и обжоры. Сервантес превратил эту незначительную гротескную фигуру в сложный реалистический образ, отражающий существенный стороны испанской жизни того времени и очень важный для общего замысла романа.
На первый взгляд, нет людей более различных, чем Д.Кихот и Санчо П. Но они неразлучны, любили и уважали друг друга, хотя подчас спорили. Санчо также присущи черты своеобразного донкихотства. Но главное, что внутренне роднит героев романа их большая человечность и присущее им чувство социальной справедливости.
Дон Кихот возводит на недосягаемый пьедестал крестьянку Альдонсу, Так, в образе Дульсинеи С. использует любовную символику рыцарства.Это, с одной стороны, подчеркивает лживость отношений к женщине в современном ему обществе, с другой — противопоставляет им идеал верности и крепости любви, независимо от социального положения и нравов средневековья. Более того. Наряду с Дульсинеей в романе выступают реальные женщины, из которых каждая по-своему осуществляет идеал дон Кихота: каждая полна собственного достоинства, требует своей доли счастья, сама добивается этого счастья (напр. Марсела, героиня новеллы о Марселе и Крисостомо)
Дон Кихот вступает в борьбу с целым миром, чтобы уничтожить все зло, на котором зиждется современный социальный порядок. Не поняв новых условий, дон Кихот терпит поражение, но и в своем поражении он продолжает оставаться носителем благородой идеи. Проблематика романа отражается вего композиции.
В Первой части Дон Кихот находится в центре всех событий, совершающихся вокруг него, независимо от степени активного участия в них. Даже если речь идет о персонажах вставных эпизодов и новелл, с которыми он вступает в прямые или косвенные отношения. Фон этих событий - широкие равнины Ламанча, горы, дикие ущелья, стада коз, овец и баранов, охраняемых пастухами.Это придает эпичность повествованию. Совсем иначе окрашена вторая часть романа. Естественная обстановка действий и подвигов дон Кихота заменяется обстановкой искусственной. Исчезают и эпические элементы: все реже становятся встречи дон Кихота в условиях, создающих естественный фон для его подвигов.События переходят из плебейских низов в высшие слои общества. Исчезают вставные новеллы, игравшие важную организующую роль и раскрывавшие высокую идейность дон Кихота. Внимание переносится на Санчо-Пансу. Провокация в герцогском замке, появление и победа рыцаря Белой луны, провокация в Барселоне, — превращают дон Кихота в игрушку невидимых сил, вынуждают к поступкам, диктуемым чужой, а не его собственной волей. Гуманистические мотивы романа развивают также вставные новеллы. Хотя все они посвящены любви, они довольно разнообразны по своему характеру. Они развивают гуманистические мотивы романа, расширяют его художественный диапазон.Сервантесу удалось создать поистине грандиозное произведение. Под пером Сервантеса оживает Испания социальных контрастов, бедная и богатая, занятая трудом и привыкшая пребывать в праздности, исполненная благородного душевного порыва и погрязшая в мелких корыстных расчетах.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Вопрос 1.Современный русский литературный язык.
- Вопрос 2. Конститутивные, артикуляционные и акустические признаки согласных и гласных звуков в фонетической системе ря.
- Вопрос 10. Диахронные(неморфологические, неформантные) способы словообразования в русском языке: лексико-семантический; морфолого-синтаксический(субстантивация, адъективация, адвербиализация).
- Вопрос 15. Имя числительное как часть речи: общая хар-ка. Лексико-грамматические разряды числительных: состав и хар-ка. Склонение числительных.
- Вопрос 16. Местоимение как часть речи: общая хар-ка. Принципы классификации местоимений. Хар-ка основных лексико-грамматических разрядов местоимений. Склонение местоимений.
- 21. Предложение. Основные признаки. Типы.
- 26. Орфоэпия.
- 28. Лексикография: предмет и задачи
- 36. Основные грамматические категории имени сущ-го в др/рус языке: род, число, падеж, история двойственного числа.
- Вопрос 37. Характеристика морфологической системы имен прил-х в др/рус языке. Изменения в области кратких и полных прил-х. Степени сравнения имен прил-х.
- 40. Методы изучения языка. Диахронные (сравнительно-исторический и исторический) методы и синхронные(сопоставительный и описательный) методы.
- Вопрос 43. Ссп. Структурно-семантические типы ссп.
- Вопрос 44. Спп. Виды связи придаточного с главным: присловная, корреляционная и детерминантная. Спп нерасчлененной структуры.
- 48. Диалектное членение русского языка.
- 49. Общественная сущность языка. Язык и общество. Социальные функции языка.
- 50. Основы морфологической и генеалогической классификации языков.
- 12. Жанровые черты романа Тургенева
- 22. Поэтическое наследие Ахматовой. Основные черты поэтики. Эволюция художественной системы.
- 23. Стилевые и жанровые особенности русской прозе начала 20 века. (Бунин, куприн, андреев) и. А. Бунин.
- 26. Модернистский роман в западной лит-ре 20 века.
- 28. Варианты романной поэтики в творчестве Бальзака и Диккенса
- 27. «Новая драма» от XIX к XX веку (Символистскаядрама Матерлинка, экспрессионистическая драма Брехта, «драма идей» Ибсена)
- 30.Концепция человека в «Фаусте» Гете.
- 29. Концепция мира и человека в западно-европейском романтизме. Романтический герой.
- 32. Образ Дон Кихота в одноименном романе Сервантеса.
- 31. Драма в системе классицизма (трагедии Корнеля, Расина, «высокая комедия» Мольера).
- 34. Основные тенденции развития современного литертурного процесса.
- 33. Мир и человек в «Божественной комедии» Данте.
- 40. Великие трагедии Шекспира.
- 39. Модернизм в русской литературе конца 19 – нач 20. Основные течения. Теория и практика модернизма.
- 42. Эволюция поэтического творчества Есенина. Трагичность мировоззрения поэта.
- 41. Личность и творчество Байрона.
- 44. Проза Платонова. Социальная, философская и этическая проблематика его творчества. Стилистическое своеобразие платоноской прозы.
- 43. Проза Булгакова. Темы, проблемы, герои. «Фантастический реализм» как особенность творческого метода. Роман «Мастер и Маргарита»: авторская позиция и своеобразие её хдожественного воплощения.
- 46. Проза русского зарубежья. Стилевое и жанровое совеобразие (Шмелев, Зайцев, Набоков)
- 45. «Деревенская проза» в русской литературе 20 века. Её истоки, философский характер, художественные поиски.
- 48. Русская народная сказка.