23. Стилевые и жанровые особенности русской прозе начала 20 века. (Бунин, куприн, андреев) и. А. Бунин.
Иван Алексеевич Бунин - поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова.
Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии.
Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18 он начинает добывать хлеб литературным трудом.
В 20 становится автором первой, вышедшей в Орле, книги. Стихи сборника во многом были, правда, еще несовершенны, признания и известности молодому поэту не принесли. Но здесь обозначилась одна вызывающая к себе интерес тема - тема природы. Он становится признанным поэтом, достигнув мастерства прежде всего в пейзажной лирике. Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Деревенская тема становится обычной в его ранней прозе. В его прозе - реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа "Антоновские яблоки", созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни. Читатель как бы всеми чувствами воспринимает раннюю осень, время сбора антоновских яблок. Запах антоновки и другие привычные автору с детства признаки сельской жизни означают торжество жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу дворянских поместий символизирует неотвратимое их разорение, угасание. Яркое чувствование и описание природы перемежается воспоминаниями о близких людях, их повседневных заботах, быте на фоне прекрасных пейзажей. Писатель с сожалением расстается с прошлым, овеянным в его представлении романтической дымкой, поэзией дворянских гнезд, где царил запах антоновских яблок, запах России.
Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества Бунина стала повесть "Деревня" (19910 г.). Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции. Повесть была написана во время наибольшей близости Бунина и Горького. Сам автор пояснил, что здесь он стремился нарисовать, "кроме жизни деревни, и картины вообще всей русской жизни".
Повесть потрясла Горького, который услышал в ней "скрытый, заглушенный стон о родной земле, мучительный страх за нее". По его мнению, Бунин заставил "разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом - быть или не быть России".
Предреволюционная проза Бунина пронизана враждебным отношением к капиталистической цивилизации. Это особенно отчетливо выразилось в рассказе «Господин из Сан-Франциско» (1915). Но это повествование не только о частной судьбе — ведь герой не назван по имени. Все в рассказе обращено к трагическим судьбам мира, пораженного эпидемией бездуховности.
Автор сосредоточил внимание на фигуре главного героя, принадлежащего к избранному обществу, «от которого зависят все блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войн, и благосостояние отелей». Свое отношение к этому обществу Бунин передал в тоне едкой иронии, исключающей сочувствие и сострадание. Писатель изобразил «высшее отребье человечества» с его цинизмом, низменностью вкусов и потребностей, призрачное благополучие которого держится на жестокости, богатстве и власти.
Писатель внешне спокойно, с объективностью ученого, воссоздает жизнь еще не старого миллионера в тот момент, когда «господин» решил отдохнуть и развлечься. Здесь и возникает картина полного ничтожества и безликости этого существа, которого автор не случайно лишил даже имени собственного. Американский миллионер утратил, а вернее, погубил в себе, а может, не открыл самое главное, самое ценное, что всегда поэтизировал Бунин, — человеческую ндивидуальность, самобытность, способность радоваться прекрасному и доброму. Не только главный герой, но люди, близкие к нему, лишены индивидуальных примет. Это маски, куклы, механические люди, которые живут в соответствии с нормами своего обезличенного круга.
Авторскую позицию, отношение к изображенному миру богатых проясняют образы другого плана. Это бушующий океан, в котором пышная многоярусная «Атлантида» выглядит игрушкой стихии. Безликим пассажирам противостоит солнечная Италия и ее люди, не утратившие радостного восприятия мира
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1.Современный русский литературный язык.
- Вопрос 2. Конститутивные, артикуляционные и акустические признаки согласных и гласных звуков в фонетической системе ря.
- Вопрос 10. Диахронные(неморфологические, неформантные) способы словообразования в русском языке: лексико-семантический; морфолого-синтаксический(субстантивация, адъективация, адвербиализация).
- Вопрос 15. Имя числительное как часть речи: общая хар-ка. Лексико-грамматические разряды числительных: состав и хар-ка. Склонение числительных.
- Вопрос 16. Местоимение как часть речи: общая хар-ка. Принципы классификации местоимений. Хар-ка основных лексико-грамматических разрядов местоимений. Склонение местоимений.
- 21. Предложение. Основные признаки. Типы.
- 26. Орфоэпия.
- 28. Лексикография: предмет и задачи
- 36. Основные грамматические категории имени сущ-го в др/рус языке: род, число, падеж, история двойственного числа.
- Вопрос 37. Характеристика морфологической системы имен прил-х в др/рус языке. Изменения в области кратких и полных прил-х. Степени сравнения имен прил-х.
- 40. Методы изучения языка. Диахронные (сравнительно-исторический и исторический) методы и синхронные(сопоставительный и описательный) методы.
- Вопрос 43. Ссп. Структурно-семантические типы ссп.
- Вопрос 44. Спп. Виды связи придаточного с главным: присловная, корреляционная и детерминантная. Спп нерасчлененной структуры.
- 48. Диалектное членение русского языка.
- 49. Общественная сущность языка. Язык и общество. Социальные функции языка.
- 50. Основы морфологической и генеалогической классификации языков.
- 12. Жанровые черты романа Тургенева
- 22. Поэтическое наследие Ахматовой. Основные черты поэтики. Эволюция художественной системы.
- 23. Стилевые и жанровые особенности русской прозе начала 20 века. (Бунин, куприн, андреев) и. А. Бунин.
- 26. Модернистский роман в западной лит-ре 20 века.
- 28. Варианты романной поэтики в творчестве Бальзака и Диккенса
- 27. «Новая драма» от XIX к XX веку (Символистскаядрама Матерлинка, экспрессионистическая драма Брехта, «драма идей» Ибсена)
- 30.Концепция человека в «Фаусте» Гете.
- 29. Концепция мира и человека в западно-европейском романтизме. Романтический герой.
- 32. Образ Дон Кихота в одноименном романе Сервантеса.
- 31. Драма в системе классицизма (трагедии Корнеля, Расина, «высокая комедия» Мольера).
- 34. Основные тенденции развития современного литертурного процесса.
- 33. Мир и человек в «Божественной комедии» Данте.
- 40. Великие трагедии Шекспира.
- 39. Модернизм в русской литературе конца 19 – нач 20. Основные течения. Теория и практика модернизма.
- 42. Эволюция поэтического творчества Есенина. Трагичность мировоззрения поэта.
- 41. Личность и творчество Байрона.
- 44. Проза Платонова. Социальная, философская и этическая проблематика его творчества. Стилистическое своеобразие платоноской прозы.
- 43. Проза Булгакова. Темы, проблемы, герои. «Фантастический реализм» как особенность творческого метода. Роман «Мастер и Маргарита»: авторская позиция и своеобразие её хдожественного воплощения.
- 46. Проза русского зарубежья. Стилевое и жанровое совеобразие (Шмелев, Зайцев, Набоков)
- 45. «Деревенская проза» в русской литературе 20 века. Её истоки, философский характер, художественные поиски.
- 48. Русская народная сказка.