12.Типы эстетического завершения
«Я» и «мир» - полюса человеческого бытия. Эстетическое завершение художественной целостности состоит в полагании различного рода многослойных границ, разделяющих и связывающих ее полюса: культура границ (внешних и внутренних, человека и его мира). Это способ присутствия «Я» в мире.
Модус художественности - это всеобъемлющая характеристика художественного целого, это тот или иной род целостности, предполагающий не только соответствующий тип героя и ситуации, авторской позиции и читательского восприятия, но и внутренне единую систему ценностей и соответствующую ей поэтику.
Типы эстетического завершения:
Героика – совмещение внутренней данности бытия(«я») и его внешней заданности (ролевая граница, сопрягающая и размежевывающая личность с миропорядком).
Сатира – неполнота личностного присутствия «я» в миропорядке, т.е. несовпадение личности со своей ролью, недостаточность внутренней данности бытия(«я») относительо его внешней заданности (ролевая граница).
Трагизм - избыточность внутренней данности бытия («я») относительно его внешней заданности (ролевая граница).
Комизм – дивергенция(=расхождение признаков) внутренней данности бытия («я») и его внешней заданности (ролевая граница).
Идиллика – конвергенция(=совмещение) внутренней данности бытия («я») и его внешней заданности (событийной границы).
Элегизм – недостаточность внутренней данности бытия («я») и его внешней заданности (событийной границы).
Драматизм –избыточность внутренней данности бытия («я») и его внешней заданности (событийной границы).
Ирония – дивергенция внутренней данности бытия («я») и его внешней заданности (событийной границы).
- 1. Литературоведение как научная дисциплина. Структура литературоведения, его основные и вспомогательные дисциплины.
- 2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и другие науки.
- 3. Источниковедение, библиография, текстология как науки
- 4. Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства.
- 5. Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы
- 1. Эстетическая функция:
- 3. Воспитательная функция:
- 4. Коммуникативная функция:
- 6. Литература в ряду искусств
- Вопрос 7. Стилистика. Язык художественной литературы
- 8. Авторское слово и объектное слово
- 9. Элементы и уровни субъектной организации художественного текста.
- 10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста
- 11. Персонаж (герой, характер) в литературном произведении. Система персонажей. Соотношение автора и героя в художественном высказывании.
- 12.Типы эстетического завершения
- 13. Художественные тропы
- 14. Стилистические фигуры
- 15. Литературные роды
- 17. Эпос и эпические жанры
- 18. Лирика и лирические жанры
- 19. Драма и драматические жанры
- 20. Содержание художественного произведения и его структурное единство.
- 1. Тема и идея (ядро)
- 4. Текст
- 21. Сюжет, фабула и композиция литературного произведения
- 22. Хронотоп
- III. Характеристики художественного времени и пространства:
- IV. Тенденции развития хронотопа в литературе:
- 23. Стих и проза. Поэзия и лирика.
- 24. Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка.
- 25. Силлабическая система стихосложения, основные силлабические размеры
- 26. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные силлабо-тонические метры
- 27. Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)
- 31. Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс
- 34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности