21. Сюжет, фабула и композиция литературного произведения
(лекция + учебник Чернец)
Сюжет – ход событий, заданный автором в конкретной полноте (определение Е.И.).
+ то же, но по-умному:
Сюжет – цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах.
Сюжет включает в себя не только те события, которые непосредственно развиваются в произведении, но и события духовной жизни автора и персонажей: их размышления, переживания по ходу повествования (лирические отступления, ремарки, диалоги и монологи персонажей).
Двигателем сюжета является конфликт. Поэтому по своей сути сюжет не идилличен, драматичен, хотя в разной мере.
Обычно сюжет выдвигается на первый план, но бывает, что изображение событий уступает место воссозданию впечатлений, раздумий и переживаний героев, описаниям внешнего мира и природы (пр: «Сны Чанга» И.А.Бунина). Но даже в этом случае сюжет сохраняет свое значение в качестве основы изображаемого.
Фабула – ход событий, пересказываемый безлично в порядке хронологии.
В некоторых произведениях Фабула может быть ослаблена (в произведениях типа потока сознания, например, «Улисс» Джеймса Джойса).
Сюжет существенно богаче фабулы и отличается от нее формой бытования: фабула существует виртуально, живет в сознании автора и читателя, а сюжет – реально.
Также сюжет может отличаться от фабулы:
порядком следования событий (пр: «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова);
субъектом повествования (фабула всегда пересказывается безлично, сюжет – от лица рассказчика или героев);
формой повествования (в сюжете может быть такая форма, как дневник или письмо).
Что касается лирики: там лирический сюжет и лирический герой. В лирике воссоздается движение лирических персонажей. Сюжет скупо детализован и предельно компактен.
Композиция – построение художественного произведения, расположение и соотнесенность его элементов.
Складывается не только из событий, но и из всех остальных компонентов: название, подзаголовок, посвящение, пролог, эпилог, описание, диалоги, лирические отступления и т.п.
Простейшим элементом композиции является словообраз, тогда как простейшим элементом сюжета и фабулы – событие.
Композиция шире, чем сюжет, она включает его в себя.
Элементы сюжета: (именно сюжета, как части композиции)
экспозиция
завязка
развитие действия
кульминация
развязка
Пролог – один из вводных компонентов произведения, относящийся к искусству композиции.
Эпилог – один из заключительных компонентов произведения, относящийся к искусству композиции.
Пролог и эпилог обычно не включены в сюжет, но бывают исключения, когда они выделены лишь графически, а на самом деле их события начинают/продолжают сюжет произведения.
Аспекты композиции:
система персонажей
последовательность изложения материала (композиция сюжета)
способы повествования (смена углов и точек зрения)
подробности обстановки, поведения, переживаний (композиция деталей и подробностей)
графика: всё, что мы видим в тексте: соотнесение глав в эпосе, строф в лирике, актов и действий в драме, все заголовки и т.д. (графическая композиция)
лирические отступления, вставные новеллы и т.д. (композиция внефабульных элементов)
соотнесенность речевых приемов и оборотов (речевая композиция)
композиция отдельного образа: портрета, интерьера, экстерьера (города, природы) и пр.
внутренняя и внешняя организация текста (деление на главы, строфы, части и пр.)
а) архитектоника (внешняя форма строения художественного произведения)
б) внутренняя композиция (распределение текста внутри строк)
- 1. Литературоведение как научная дисциплина. Структура литературоведения, его основные и вспомогательные дисциплины.
- 2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и другие науки.
- 3. Источниковедение, библиография, текстология как науки
- 4. Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства.
- 5. Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы
- 1. Эстетическая функция:
- 3. Воспитательная функция:
- 4. Коммуникативная функция:
- 6. Литература в ряду искусств
- Вопрос 7. Стилистика. Язык художественной литературы
- 8. Авторское слово и объектное слово
- 9. Элементы и уровни субъектной организации художественного текста.
- 10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста
- 11. Персонаж (герой, характер) в литературном произведении. Система персонажей. Соотношение автора и героя в художественном высказывании.
- 12.Типы эстетического завершения
- 13. Художественные тропы
- 14. Стилистические фигуры
- 15. Литературные роды
- 17. Эпос и эпические жанры
- 18. Лирика и лирические жанры
- 19. Драма и драматические жанры
- 20. Содержание художественного произведения и его структурное единство.
- 1. Тема и идея (ядро)
- 4. Текст
- 21. Сюжет, фабула и композиция литературного произведения
- 22. Хронотоп
- III. Характеристики художественного времени и пространства:
- IV. Тенденции развития хронотопа в литературе:
- 23. Стих и проза. Поэзия и лирика.
- 24. Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка.
- 25. Силлабическая система стихосложения, основные силлабические размеры
- 26. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные силлабо-тонические метры
- 27. Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)
- 31. Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс
- 34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности