logo
РГГУ Введение в литературоведение 34 вопроса

20. Содержание художественного произведения и его структурное единство.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕлитературы— основополагающие литературоведч. понятия, обобщающие в себе представления о внешней и внутренней сторонах лит. произведения и опирающиеся при этом на философ. категории формы и содержания. Как и в др. сферах культуры, форма (Ф.) в лит-ре не только объективирует содержание (С.): она выступает как его упорядочивающая мера и организующий принцип.

Реально форма и содержание нерасчленимы, ибо форма есть не что иное, как содержание, как мы его воспринимаем, а содержание есть не что иное, как внутренний смысл данной формы.

К форме произведения относятся: стиль, жанр, композиция, художественная речь, ритм.

К содержанию: тема, идея, фабула, коллизияхарактеры и обстоятельства,  тенденция).

И к форме, и к содержанию: сюжет.

Литературоведу нередко приходится сосредоточивать основное внимание либо на содержании, либо на форме., но его усилия будут плодотворны лишь при том условии, если он не будет упускать из виду соотношение, взаимодействие, единство формы и содержания, в противном случае он будет иметь дело либо с предметом лит-ры (т.е. характеризовать социально-бытовые, идеологические, нравственные, психологич. черты воссозданной действительности), либо с ее материалом (т.е. анализировать стилистич. и языковые свойства той речевой стихии, из к-рой исходил писатель, создавая художественную форму).

СТРУКТУРАлитературного произведения— строение произведения словесного искусства, его внутренняя и внешняя организация, способ связи составляющих его элементов. Наличие определенной структуры обеспечивает целостность произведения, его способность воплощать и передавать выражаемое в нем худож. содержание. Для восприятия читателя произведение существует именно как конкретнаяцелостность.

Как ни своеобразна структура каждого конкретного произв., она имеет ряд общих черт с принципами строения других произведений того же жанра, того же рода и стиля, художественного течения, а в конечном счете — и литературы как вида искусства и, наконец, всего искусства в целом.

Структурную модель любого лит. произв. можно представить — разумеется, для наглядности — в виде ядра, окруженного несколькими оболочками.