27. Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)
МЕТР (от греч. μέτρον — мера) — стихотворный размер. В широком смысле М. обозначает: 1) свойственную стихам (метрической, размеренной, мерной речи) ритмич. упорядоченность, осн. на соблюдении определ. меры; 2) саму эту меру, т. е. определ. сочетание звуковых элементов, служащее эталоном стихового ритма. Мера понимается здесь как заданный образец: размеренность в стихах — не тенденция, а норма, или худож. задание, «правильность» стихового ритма заключается в соблюдении (хотя бы и подсознательном) тех или иных правил. В этом существ. отличие М. от присущих любой речи ритмич. тенденций, связанных с физиологич. условиями произношения, дыханием и т. п. В зависимости от системы стихосложения эти правила могут относиться к длительности слогов (метрическое стихосложение), их числу (силлабическое стихосложение), к ударениям (тоническое стихосложение) и др., создавая во всех этих случаях специфич. членение на стиховые, или метрич. единицы (стопа, стих, строфа).
ПРИМЕР: ЯМБ.
РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ— внутренняя мера стиха, определяемая системой стихосложения, к к-рой принадлежит данное стихотв. произведение;метрв широком смысле слова. Вметрическом стихосложенииР.с. определяется тем или иным расположением долгих и кратких слогов; напр., в антич.ямбахстих состоит из повторяющихсястоп, в каждой из к-рых первый слог краткий, второй — долгий (—). Всиллабическом стихосложенииР.с. различаются по количеству слогов в стихе. Втоническом стихосложенииР.с. создается различным расположением ударных и безударных слогов.
Наиболее популярными размерами в рус. силлабич. стихе 17 — нач. 18 вв. былитринадцатисложникс цезурой на седьмом слоге иодиннадцатисложникс цезурой на пятом слоге. Начиная с В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова и до 20в. в рус. поэзии безусловно господствуют силлабо-тонич. размеры (широко употребительные доныне), осн. на упорядоченном чередовании сильных и слабых слогов (см.Силлабо-тоническое стихосложение). Это пять классич. размеров рус. поэзии. Двухсложные Р. с, в к-рых на каждый сильный слог приходится один слабый: хорей с первым сильным слогом («Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет») и ямб со вторым сильным слогом («Стоя́ли и́збы зде́сь и та́м»); трехсложные Р. с, в к-рых на каждый сильный слог приходится два слабых: дактиль с первым сильным слогом («Вы́рыта за́ступом я́ма глубо́кая»), амфибрахий со вторым сильным слогом («Одна́жды в студе́ную зи́мнюю по́ру») и анапест с третьим сильным слогом («Я тако́го угла́ не вида́л»).
ПРИМЕР: ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ
Тоническая система стихосложения, основные тонические метры
Важно, сколько в стихе ударных слогов: в каждой строке должно быть одинаковое количество ударений.
Присуща языкам с подвижным ударением (пр: русский, древнегерманский и др.).
Тоническая система стихосложения включает в себя три стихотворных метра:
дольник
тактовик
акцентный стих
Отличия тонических метров друг от друга – в количестве безударных слогов между ударениями.
Ударный слог называется «икт» (например, тонический метр - четырехиктный дольник). В тоническом стихосложении важно, чтобы в каждой строке было одинаковое количество иктов.
Если стопы не выявляются, считаются безударные слоги между иктами (межиктные безударные интервалы), чтобы определить метр:
дольник: 0-1 безударных слога между ударными
тактовик: 0-4 слога
акцентный стих: 0-8 слогов.
Строфика. Разновидности строф и способы их рифмования.
СТРОФА́(от греч. στροφή, букв. — поворот) — сочетаниестихов, связанное определ. метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением, а в рифмованных стихах — и расположением рифм. (Термин «С.» возник в древнегреч. хоровой лирике, где означал отрезок текста, исполняемый хором между двумяповоротамив торжеств. шествии). В разных системах стихосложения С. строится на различных основах, напр. в антич. лирике — на строго метрической; когда рифма восторжествовала в ср.-век. поэзии Зап. Европы, каркасом С. стала схема рифмовки, однако ошибочно мнение о С. как схеме рифм, к-рая — только один из компонентов, образующих С.
«Метрическая» схема С. определяет состав С. из метрически различных стихов (напр., в древнегреч. лирикесапфическая строфа,алкеева строфаи др.). В зап.-европ. и рус. поэзии С., соединяющие различные стихотв. размеры (см.Размер стихотворный), остаются формальными экспериментами, за исключением немногих удач (Ф.Шиллер «Ожидание»). Чаще метрич. рисунок С. образован сочетанием разностопных стихов одного размера (во франц. поэзии 18в. часты сочетания 12-сложного и 8-сложного стиха, в рус. поэзии соответственно — сочетания 6-стопного и 4-стопного ямба, напр. у А.С.Пушкина), а особенно часто — чередованиемклаузул, т.е. мужских, женских, дактилич. и др. окончаний: напр., преобладающее в рус. поэзии четверостишие типа жмжм.
Расположение рифм может бытьсмежным(ааббвв),перекрестным(абаб),опоясывающим(абба). Самая древняя форма С. —двустишие(в араб., ираноязычной и тюрк. поэзии —бейт). В пятистишии с двумя рифмами возможны 10 схем рифмовки, из них часто — абааб, реже — абаба. Из шестистиший на три рифмы наиболее употребительны аабввб, абабвв, интересна абаввб. Схемы рифмовки скрепляют С. и одновременно делают ее гибкой. Этим целям служит умелое сочетание рифменных рядов (абаб...), их завершениякодой(абабвв), задержания (включение стихов, продлевающих ожидание обязательной рифмы: абааб, абаввб). Схема рифмовки связана со схемой клаузул. Нек-рые схемы расположения рифм закрепились в качестве «твердых С.», носящих свои названия:сицилиана— восьмистишие с двумя сквозными рифмами (абабабаб);октава— восьмистишие с тремя рифмами, последняя из к-рых смежна, образуя завершающую коду (абабабвв);спенсерова строфа(абаббабаа);одическая строфа(абабввгддг),онегинская строфа(абабввггдееджж).
Более крупные С. труднее воспринимаются слухом, хотя были С. даже по 40 стихов (обычно это сложные С., в свою очередь членимые на С. меньшего объема). Минимальная С. — двустишие; нек-рые стиховеды не признавали С. более 12 стихов (О.Доршен), другие допускали С. из одного стиха (С.Фурманик).
Кроме этих С. с замкнутыми цепочками рифм, поэзия средневековья выработала и «бесконечную» связь рифм. Напр., одна из рифм пронизывает все С., что особенно часто в поэзии Востока: двустишиягазели, в к-рых все четные стихи повторяют рифму первого стиха, а нечетные — безрифменны (кроме первого);мусаммат(по схеме: аааааб вввввб гггггб и т.д.). Другой тип — каждая следующая С. подхватывает одну из рифм предыдущей С. и в свою очередь передает следующей одну из своих рифм; к этому типу относятся, напр.,терцины(аба бвб вгв ...), к-рыми написана «Божественная комедия» Данте; сложнейший пример того же типа — С. трубадура Пьера Раймона Тулузского: 11 стихов на три рифмы в каждой С. с «подхватом» двух из них в следующей С. таким образом, что заключит. С. повторяет в обратном порядке рифмы начальной С.
Произведения, в к-рых все С. построены по одинаковой схеме, называют равнострофическими.
В антич. поэзии метрич. схемы С., а у трубадуров средневековья и схемы рифмовки считались собственностью их создателя. Но в дальнейшем они становились достоянием других, а нек-рые даже приобретали устойчивую связь с жанром (напр., ямбич. десятистишие стало обязательной С. классич. оды).
С. — ритмическое целое, в к-ром ритм каждого стиха подчинен ритмич. движению всей С., как показали Б.В.Томашевский, Г.А.Шенгели, Л.И.Тимофеев. В четверостишиях 4-стопного ямба у Пушкина среднее количество ударений на 1-ю строку 3,33, а на последнюю 3,05; в поэме В.Маяковского «В.И.Ленин» на 1-ю строку 3,96 и на 4-ю 3,55: налицо отчетливая тенденция убывания ударений на протяжении С. (при опоясывающей рифмовке эта тенденция выражена иначе, чем при перекрестной). Построение каждой конкретной С. отличается от средней статистической, но всегда ритм каждой строки у мастера зависит от ее места в С. Исключительно важно интонационно-синтаксич. построение С. (см.Интонационно-синтаксическая организация стиха). Ее границы почти всегда обязательны и для границ предложений; случаи междустрофическогоenjambementредки, несовпадение границы С. с границей предложения — сильный худож. прием (классич. пример в 3-й главке «Евгения Онегина», передающий предельную взволнованность Татьяны перед свиданием с Онегиным). В больших С. ср.-век. поэзии различали Aufgesang — «восхождение» и Abgesang — «нисхождение». На сжатой площади малых С. еще важней рассчитанное размещение предложений и их частей в зависимости от их места в С. Интонационно-синтаксич. типы С. чрезвычайно разнообразны. Наиболее отчетливы два «крайних» типа: 1-й — подлежащее и сказуемое гл. предложения в начале С., а в ее второй половине — придаточные предложения или подчиненные члены гл. предложения (преобладает в четверостишиях Пушкина); 2-й — обратный порядок (преобладает в четверостишиях Маяковского).
Соотношения метрич. схемы, схемы рифмовки, ритмич. течения и интонационно-синтаксич. строения открывают неограниченные комбинационные возможности разнообразия и отточенности С. как единого целого, определяемого стилем и задачей произведения. Строфич. мастерство заключается в умелом сочетании этих линий, в использовании их параллелизма или контрастности (наглядный пример полного синтаксич.параллелизмадвух рифмующихся стихов: «В синем небе
звезды блещут, // В синем море волны хлещут», — «Сказка о царе Салтане» Пушкина). Шестистишие аабввб синтаксически членится у Шиллера преим. симметрично ааб/ввб, а у В.Гюго — преим. асимметрично (напр., аа/бввб). Классич. пример эффективного использования всех формальных возможностей сложной С. — «Евгений Онегин» Пушкина (см.Онегинская строфа).
Рифма, её теория и история
РИ́ФМА (от греч. ῥυθμός — стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее и фоническое, и метрическое значение, так как подчеркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. В поэзии большинства народов рифмы располагаются на концах стихов; однако встречаются регулярные начальные созвучия. В европейской поэзии начальная рифма или соединение концевой и начальной («Угрюмый дождь скосил глаза, / а за решеткой четкой...» — В. Маяковский) встречается крайне редко.
Рифма ведёт происхождение от распространенного в фольклоре и древней литературе синтаксического параллелизма; благодаря ему на концах стихов оказываются одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме, чем порождается созвучие: «Хвали сено в стогу, а барина в гробу». В русской поэзии 17 в. преобладают связанные с синтаксическим параллелизмом т. н. грамматические (суффиксально-флективные) рифмы:
Плевелы от пшеницы жезл тверд отбивает.
Розга буйство от сердец детских отгоняет.
(Симеон Полоцкий).
В 18 в. начинает цениться рифма разнородная, образованная разными частями речи или грамматическими формами (ночь — прочь и т. п.). Причина этого — более свободная структура стихотворной речи, не связанной обязательным синтаксическим параллелизмом. Грамматические рифмы, особенно отглагольные, как слишком легкие, считаются уже недостаточно искусными, хотя употребляются всеми поэтами вплоть до наших дней.
С середины 19 в. в русской поэзии всё чаще встречаются нарушения точности рифмы. Начинают входить в употребление приблизительные рифмы, в которых заударные гласные не совпадают (во́здух — ро́здых). С началом 20 в. поэты всё чаще употребляют неточные рифмы разных типов: ассонанс — созвучие гласных при несовпадении (обычно частичном) согласных (облако — около, простёрто — мёртвый); усеченные рифмы — с усечением конечного согласного в одном из слов (лес — крест, губ — берегу́); составные рифмы (до ста́ расти́ — ста́рости) — в отличие от точной составной оба слова сохраняют здесь ударение; консонансы, или диссонансы, в которых различны ударные гласные (та́ющая — ве́ющая, но́ров — коммуна́ров), — наиболее редкий тип неточной рифмы; неравносложные рифмы, в которых мужские окончания рифмуются с женскими или дактилическими и т. д. (неве́домо — сле́дом, папа́хи — попа́хивая). В современной поэзии часто встречаются так называемые корневые рифмы (поток — потоп). Неточные рифмы в 20 в. получили распространение в ряде литератур. Ослабление созвучий в заударной части слова иногда компенсируется у поэтов 20 в. созвучностью предударной его части, глубокой рифмой (убива́ли, наце́лясь — Венецуэле). Это приводит к тому, что в современной поэзии нередко трудно определить границу рифмы: созвучие распространяется иногда на весь стих — так называемая разнесенная, или распыленная рифма.
Способы рифмования:
aabb — смежная или парная
abab — перекрёстная
abba — опоясывающая, кольцевая или охватная
Виды рифм:
Точная — совпадение от ударного звука до конца стихотворной строки (ду́ры — банду́ры)
Неточная — все остальные виды рифм
Богатая — если совпадает не только ударный и заударный комплекс, но и опорный согласный (тот, который стоит перед ударным) (пове́са — Зеве́са)
Бедная — все остальные виды рифм
Недостаточная — бедная мужская рифма в словах с открытым конечным слогом
Глубокая — если созвучие охватывает весь предударный слог (занемог — не мог)
Составная — если одному слову созвучны два; при этом условием точности рифмы была полная потеря одним из этих слов ударения (где́ вы — де́вы)
- 1. Литературоведение как научная дисциплина. Структура литературоведения, его основные и вспомогательные дисциплины.
- 2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и другие науки.
- 3. Источниковедение, библиография, текстология как науки
- 4. Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства.
- 5. Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы
- 1. Эстетическая функция:
- 3. Воспитательная функция:
- 4. Коммуникативная функция:
- 6. Литература в ряду искусств
- Вопрос 7. Стилистика. Язык художественной литературы
- 8. Авторское слово и объектное слово
- 9. Элементы и уровни субъектной организации художественного текста.
- 10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста
- 11. Персонаж (герой, характер) в литературном произведении. Система персонажей. Соотношение автора и героя в художественном высказывании.
- 12.Типы эстетического завершения
- 13. Художественные тропы
- 14. Стилистические фигуры
- 15. Литературные роды
- 17. Эпос и эпические жанры
- 18. Лирика и лирические жанры
- 19. Драма и драматические жанры
- 20. Содержание художественного произведения и его структурное единство.
- 1. Тема и идея (ядро)
- 4. Текст
- 21. Сюжет, фабула и композиция литературного произведения
- 22. Хронотоп
- III. Характеристики художественного времени и пространства:
- IV. Тенденции развития хронотопа в литературе:
- 23. Стих и проза. Поэзия и лирика.
- 24. Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка.
- 25. Силлабическая система стихосложения, основные силлабические размеры
- 26. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные силлабо-тонические метры
- 27. Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)
- 31. Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс
- 34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности