logo
РГГУ Введение в литературоведение 34 вопроса

10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста

Объектная организация литературного произведения – ЧТО говорится и О ЧЕМ = последовательность эпизодов, отличающихся друг от друга местом, временем действия и составом участников.

Границы эпизода: перенос в пространстве, перерыв во времени или смена участников действия. Факультативный сигнал границы – абзац (начало нового эпизода, как правило, совпадает с абзацем).

Актант – действующее лицо или сила.

Уровни объектной организации:

  1. Внешний (открыт первоначальному впечатлению): субсистема кадров внутреннего зрения (фокализация:объектная детализация)

Фокализация(=фокусировка внимания), уровень детализации. Текст – последовательность кадронесущих сигментов речи. Кадр характеризуется единством точки зрения.

  1. Несущий (срединный, скрыт от поверхностного впечатления): субсистема эпизодов (сюжет)

  1. Внутренний (тончайший по своей организации): субсистема кругозоров/хронотопов.=слияние пространственных и временных примет в единое целое (архитектоника целого)

На этом уровне мы обнаруживаем некое пространственно-временное единство мировидения (кругозор или систему кругозоров), в рамках которого возможна та или иная смена точек зрения или динамики эпизодов.

Крайними пределами этой субсистемы художественных значимостей являются наиболее генерализированные кругозоры: героя (внутренний хронотоп личности), автора (внешний хронотоп мира, облегающего героя)