23. Стих и проза. Поэзия и лирика.
Стих — а) стихотворная речь в целом (широкое значение);
б) одна стихотворная строка (узкое значение).
Проза — тип художественной речи, со- и противопоставленный стиху.
Отличия стихотворной речи от прозаической:
а) Постоянные:
графика
все стихотворение форматируются по левому краю;
автор стихотворения сам выбирает, где и как ставить заглавные и строчные буквы;
в стихах могут встречаться пропуски текста (графический эквивалент текста: ……….. )
ритм (чередование однопорядковых явлений в пространстве и времени):
- после каждого стиха – более/менее отчетливая пауза;
- нелогические паузы в стихотворной речи;
- глубокие/менее глубокие паузы стихотворной речи.
б) Доминантные (преобладающие):
рифма
НО: - белый стих (стихотворная речь без рифмы)
- холостой стих (одна стихотворная строка, не имеющая рифмовки)
- русский фольклор отрицал рифму
- в прозе иногда используется рифма (обычно в иронических целях)
стихотворный метр
НО: - верлибр («свободный стих»; стихотворная речь без метра и рифмы)
- орнаментальная проза (метризованные фрагменты текста)
наличие строф (Строфа – несколько стихотворных строк, объединенных способом рифмования и количеством строк).
НО: - существуют астрофичные стихотворения (не разбитые на строфы).
Поэзия – один из двух типов художественной речи.
Лирика – один из трех литературных родов.
Часто эти понятия совпадают, но далеко не всегда. Например: басня – малая форма эпоса в стихах.
Схема взаимоотношения поэзии и лирики:
Лирическая поэзия = поэтическая лирика (обычные стихи)
Стихотворный эпос («Евгений Онегин», «Кому на Руси жить хорошо») и стихотворная драма («Горе от ума»).
Лирическая проза = прозаическая лирика («Мертвые души», новеллы)
- 1. Литературоведение как научная дисциплина. Структура литературоведения, его основные и вспомогательные дисциплины.
- 2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и другие науки.
- 3. Источниковедение, библиография, текстология как науки
- 4. Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства.
- 5. Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы
- 1. Эстетическая функция:
- 3. Воспитательная функция:
- 4. Коммуникативная функция:
- 6. Литература в ряду искусств
- Вопрос 7. Стилистика. Язык художественной литературы
- 8. Авторское слово и объектное слово
- 9. Элементы и уровни субъектной организации художественного текста.
- 10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста
- 11. Персонаж (герой, характер) в литературном произведении. Система персонажей. Соотношение автора и героя в художественном высказывании.
- 12.Типы эстетического завершения
- 13. Художественные тропы
- 14. Стилистические фигуры
- 15. Литературные роды
- 17. Эпос и эпические жанры
- 18. Лирика и лирические жанры
- 19. Драма и драматические жанры
- 20. Содержание художественного произведения и его структурное единство.
- 1. Тема и идея (ядро)
- 4. Текст
- 21. Сюжет, фабула и композиция литературного произведения
- 22. Хронотоп
- III. Характеристики художественного времени и пространства:
- IV. Тенденции развития хронотопа в литературе:
- 23. Стих и проза. Поэзия и лирика.
- 24. Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка.
- 25. Силлабическая система стихосложения, основные силлабические размеры
- 26. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные силлабо-тонические метры
- 27. Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)
- 31. Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс
- 34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности