logo
РГГУ Введение в литературоведение 34 вопроса

34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности

Парадигма художественности – то, насколько художественным читатель (точнее, некоторое сообщество читателей) воспринимает произведение, как его оценивает исходя из характерных для исторической эпохи представлений.

Классицизм, например – это такое историческое состояние художественного сознания, при котором трагедии Шекспира или романистика Рабле воспринимаются как недостаточно художественные (потому что их время еще не настало).

Одна парадигма художественности обеспечивает взаимопонимание между людьми, писателями и читателями, за счет общности представлений о месте искусства в жизни человека и общества, о его целях, задачах, возможностях и средствах. Единство ценностных ориентиров, образцов и критериев художественности у людей в одну историческую эпоху – это и есть парадигма художественности.

Появление и укрепление в общественном сознании каждой такой новой парадигмы совершается в строгой стадиально-исторической последовательности, именуемой обычно литературным процессом.

Смена ведущей парадигмы художественности предполагает существенное изменение статусов субъекта, его деятельности, вытекающее из нового понимания самой природы этой деятельности. В основе всякой исторически сложившейся парадигмы художественной культуры лежит новая коммуникативная последовательность (не жанровая, традиционная, а инновационно-стадиальная).

Эти перемены приводят к смещению ценностных ориентиров художественного сознания – критериев художественности. Однако очередная парадигма художественности не способная отменить освоенного ранее – она лишь оттесняет на второй план то, что доминировало на предыдущей стадии. Новое же открытие начинает занимать центральное место. Таким образом и складывается исторически обоснованная общая теория искусства.

  1. Рефлективный традиционализм (древнегреческая литература). Содержание первой парадигмы художественности состоит в осознании семиотической природы искусства, в открытии закона конвенциональности художественной деятельности, которая имеет дело со знаковым материалом и является сугубо условной - языкотворческой – деятельностью. Читателю отводится роль наблюдателя, эксперта.

  2. Креативизм. Первоначальная историческая реализация креативизма – европейский сентиментализм (60е годы 18го столетия, по Аверинцеву). Искусство перестает отождествляться с наукой, начинает рассматриваться в качестве творчества. Определяющее отношение – АВТОР-ГЕРОЙ. Бытование текста больше не ограничивается жанровой данностью. Три субпарадигмы креативизма (стадии развития): предромантическая, романтическая, постромантическая.

Предромантизм: 60-х годов XVIII столетия. Эта парадигма осуществила гигантское двухвековое ускорение стадиального движения художественной культуры новейшего времени, замедление которого начинает ощущаться лишь со второй половины XX века. В основе предромантической парадигмы художественности - открытие эстетической природы искусства и, в частности, освоение закона целостности (Карамзин о трагедиях Шекспира), выражающего эту сторону художественной деятельности. Вся немецкая классическая эстетика выросла на почве второй художественной парадигмы. Читатель должен обладать внутренней целостностью, а тексты наделены внутренней красотой, чтобы состоялся эмоциональный контакт автора и слушателя.

Романтизм (период уединенного сознания). Переход к романтической парадигме художественности ознаменовал осознание творческой природы искусства, выражаемой законом индивидуации (невоспроизводимости творческого акта художественной деятельности). Читатель мыслится как партнер автора по художественной игре; с этой точки зрения, читать, духовно "присваивая" текст (как пушкинская Татьяна, которая в чужом тексте "ищет и находит свой тайный жар, свои мечты"), означает для читателя становиться самим собой, обретать внутреннюю свободу самобытной личности.

Постромантизм. Классический реализм XIX века (а впоследствии - символизм) является порождением кризиса культуры уединенного сознания. В произведениях отражается поиск своего места в жизни главными героями книг, поиск своего «я», (как говорится произведения носят гностический характер, т.е. мир познается через призму своего «я»).Реалистический читатель - жизненный аналог персонажа (в иной, своей собственной экзистенциальной ситуации).

  1. Модернизм. Неоклассическая художественность, начало которой положили символизм и натурализм. Определяющим отношением худ. культуру в рамках модернистской парадигмы оказывается АВТОР-ЧИТАТЕЛЬ, превращающее эффективность воздействия в главный критерий художественности. Включает в себя не менее четырех субпарадигм:

- авангардистская – проявляется в попытках преодоления креативизма, культивирует провокативную стратегию «ударного» эстетического письма.

- неопримитивизм - рекуррентную (от лат. Возвращающийся) стратегию «неумелого», «наивного» письма, ориентированного на архаические культурные модели.

- соцреализм – зарождается в «пролетарской культуре» начала 20го века – культивирует императивную стратегию политизированного письма.

- неотрадиционализм – начало положили русские акмеисты, культивирует солидаристскую стратегию «конвергентного» письмо «как диалога согласия» (Бахтин).

45