24. Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка.
Силлабическая система
Присуща языкам с фиксированным ударением (пр: французский, польский, чешский и др.).
Важно число слогов в строках, создающее ритм: в каждой строке должно быть одинаковое количество слогов.
Примеры: польские 11-ти и 13-тисложники, французский 12-тисложник («александрийский стих»).
Тоническая система
Присуща языкам с подвижным ударением (пр: русский, древнегерманский и др.).
Важно, сколько в стихе ударных слогов: в каждой строке должно быть одинаковое количество ударений.
Примеры: скандинавская «Песнь о богах» на древнегерманском, русские былины.
Силлабо-тоническая система
Присуща языкам с подвижным ударением (пр: русский, английский, немецкий и др.).
Важен тот или иной порядок в чередовании ударных и неударных слогов: в каждой строке должен быть одинаковый порядок с незначительными отклонениями.
*Верлибр (некоторые ученые считают его одной из систем стихосложения)
Не важен ни метр (чередование ударных/безударных слогов), ни рифма.
* Дополнительно: В античности господствовало так называемое «квантитативное» («количественное») стихосложение. Там слоги противопоставлялись не по ударности/безударности, как в русском стихе, а по долготе/краткости. Долгие и краткие слоги чередовались в определенном порядке.
Русская словесность на протяжении всей ее многовековой истории освоила разные системы стихосложения:
1. В народном стихосложении всегда преобладал тонический стих: он проявлялся в русских былинах и других элементах фольклора.
1а) В первой половине XVII в. утверждается и лидирует стих, который часто называют досиллабическим,— с произвольным количеством слогов в строке и регулярной рифмой в соседних строках попарно.
2. Но русский литературный стих, отличный от народного, был воспринят через внешний источник: через культурные связи с Польшей пришла силлабическая поэзия, названная «стихотворством». Стихотворцы второй половины XVII века – Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Корион Истомин. Они использовали два стихотворных размера: 11-ти и 13-тисложники. Позже (в XVIII веке) силлабическими были сатиры Антиоха Кантемира. Силлабический стих преобладал вплоть до 30-х годов XVIII в.
3. В XVIII в. решительный шаг сделали реформаторы русского стиха В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Определяющим для стиха стало понятие ударности/безударности и понятие стопы: возникает строгая форма тоники – силлабо-тонический стих, где каждая строка включает в себя 1 ударный и 1-2 безударных слога. Силлабо-тоническая система стихосложения прижилась, так как была более естественной для русского языка как языка с подвижным ударением.
В1735Тредиаковский издал «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских». В этой работе он ввёл понятие стихотворнойстопы, а на её основе — понятиеямбаихорея (однако отрицал хорей в качестве достойного метра). Фактически, Тредиаковский предложил обновить традиционные размеры силлабического стихосложения (13-ти и 11-ти-сложник) путем введения постоянных ударений и цезуры.
С критикой стихосложения, предложенного Тредиаковским, выступилЛомоносов. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) он указал, что кроме хорея, в русской поэзии можно использовать ямб, а также трёхдольные размеры —дактиль,амфибрахий,анапест. Также Ломоносов оспорил утверждение Тредиаковского, согласно которому в стихе могут использоваться толькоженские рифмы, введя в русский стихмужскиеидактилическиерифмы.
В целом, Тредиаковский принял систему, предложенную Ломоносовым, и даже переписал несколько своих прежних од, с тем, чтобы они соответствовали новым правилам стихосложения.
4. Силлаботонику, одержавшую в XVIII в. победу, сопровождает альтернативный стих — несиллаботонический. Это и эксперименты с тонической и силлабической системами, и — начиная с XIX в. (особенно же в XX в.) — верлибры. Многое при этом остается на уровне малоубедительных, хотя и дерзких экспериментов, но были и значительнейшие свершения на этом пути: например, новаторская тоника Маяковского, демонстративно не признававшего ямбов и хореев. Однако характерно, что отвергая традиционные классические размеры ради нетрадиционных форм, поэт тем не менее сам довольно много писал и ямбами, и хореями, так что о полном разрыве с силлаботоникой в данном случае говорить нельзя.
- 1. Литературоведение как научная дисциплина. Структура литературоведения, его основные и вспомогательные дисциплины.
- 2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и другие науки.
- 3. Источниковедение, библиография, текстология как науки
- 4. Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства.
- 5. Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы
- 1. Эстетическая функция:
- 3. Воспитательная функция:
- 4. Коммуникативная функция:
- 6. Литература в ряду искусств
- Вопрос 7. Стилистика. Язык художественной литературы
- 8. Авторское слово и объектное слово
- 9. Элементы и уровни субъектной организации художественного текста.
- 10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста
- 11. Персонаж (герой, характер) в литературном произведении. Система персонажей. Соотношение автора и героя в художественном высказывании.
- 12.Типы эстетического завершения
- 13. Художественные тропы
- 14. Стилистические фигуры
- 15. Литературные роды
- 17. Эпос и эпические жанры
- 18. Лирика и лирические жанры
- 19. Драма и драматические жанры
- 20. Содержание художественного произведения и его структурное единство.
- 1. Тема и идея (ядро)
- 4. Текст
- 21. Сюжет, фабула и композиция литературного произведения
- 22. Хронотоп
- III. Характеристики художественного времени и пространства:
- IV. Тенденции развития хронотопа в литературе:
- 23. Стих и проза. Поэзия и лирика.
- 24. Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка.
- 25. Силлабическая система стихосложения, основные силлабические размеры
- 26. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные силлабо-тонические метры
- 27. Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)
- 31. Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс
- 34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности