3. Источниковедение, библиография, текстология как науки
Источниковедение, библиография и текстология – вспомогательные дисциплины литературоведения, его «фундамент».
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ — специальная филологическая дисциплина, изучающая теорию и методику добывания литературоведческих фактов. Лит. источниковедение — необходимый этап любого литературоведч. исследования.
История лит-ры относится к циклу историч. дисциплин и отвечает общим закономерностям историч. познания. Знание историч. факта дается обычно через источник. Этот процесс усложняется тем, что, кроме историч. источников обычного вида (документов, писем и т.п.), историч. факт запечатлевается также в сознании людей и по традиции доходит до исследователя в виде внеисточникового знания. В лит-ведении источниками являются обычно художественные произведения.
В работе над произв. писатель использует свои источники: исторические, худож. произведения об эпохе, личные. Собственные источники имеют различные лит. объединения и группы, лит. направления и, наконец, весь лит. процесс. Все вместе они составляют группу лит. источников.
Нужно учитывать, что в материальных формах лит. сознание общества реализуется не вполне (фольклор, тосты, каламбуры и пр.). Лит. произведения (в широком понимании слова), воплотившие лит. сознание, и те материалы, в к-рых лит. сознание отражается, составляют группу потенциальных литературоведч. источников.
Доходя до времени исследователя, потенциальные литературоведч. источники изменяются количественно и качественно. С течением времени произведение еще и шифруется, так что без вспомогат. материалов (напр., тех же лит. источников) проанализировать его зачастую невозможно. Материалы, к к-рым обращается литературовед в процессе исследования, составляют группу фактических литературоведч. источников.
Характер источниковой эвристики определяется организацией источников в хранилищах. Соответственно типам последних (архивы, музеи, в т.ч. фонды теле- и радиостудий и библиотеки) существуют три типа источников: рукописные, аудиовизуальные и печатные. Для разных эпох и культур состав и соотношение источников различны.
Лит-ведческое источниковеденрие имеет теоретич. и практич. аспекты. В задачу теоретич. источниковедения входит исследование теории, истории, структуры и свойств источниковой информации. Практич. источниковедение состоит из выявления источников, их внешней и внутр. критики. Выявление источников осуществляется в спец. хранилищах. Внешняя критика состоит в прочтении и подробном изучении самого источника и упомянутых в нем названий. При этом выясняется, что хотел сообщить его создатель. Внутр. критика, определяющая характер отражения, внутр. свойства и достоверность источника, показывает, как обстояло дело в действительности. Так вычленяется литературоведч. факт, подлежащий спец. осмыслению.
БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ (литературоведческая библиография) (от греч. βιβλίον — книга и γράφω — пишу) — научная дисциплина, изучающая историю, теорию и методику библиографии, а также библиографич. источниковедение. Осн. задачи Б. л.: помощь историкам лит-ры и литературоведам в исследоват. работе; пропаганда и рекомендация широким кругам читателей лучших в идейно-худож. отношении произв. лит-ры, руководство чтением и помощь самообразованию. Библиография — предварительный этап всякого исследования, но к ней приходится обращаться и на всех последующих этапах научной работы. Б.л. помогает выявить лит. тексты, материалы и источники, подлежащие изучению; установить историографию вопроса, историю лит. борьбы, связанной с данной темой, историю изучения жизни и творчества писателя и др.; помогает подготовить к печати научные издания соч. писателей, ввести в научный оборот опубл., но впоследствии забытые или затерянные тексты (напр., тексты М.Горького в самарской печати); задача Б.л. — заинтересовать читателя, оказать влияние на выбор им книг для чтения, воспитать у него хороший эстетич. вкус.
В особую научную дисциплину — литературоведческую библиографию - входят:
1) история литературоведческой библиографии, изучающая возникновение и развитие библиографического дела в области лит-ведения, борьбу идей, направлений и течений в Б.л., возникновение и развитие различных библиографич. типов и методов;
2) теория и методика литературоведч. библиографии, изучающая общие проблемы этой дисциплины, классификацию указателей, методику составления указателей худож. лит-ры и лит-ведения, методику справочно-библиографич. работы и др.
Существуют два основных вида Б.л.: библиография в помощь научной работе (ее также называют научно-вспомогательной, научно-информационной, учетно-регистрационной) и библиография рекомендательная. В пределах этих видов различают типы указателей: общие, посвященные одной или нескольким национальным лит-рам, одному или нескольким периодам лит-ры; персональные, посвященные одному писателю; тематические — указатели худож. лит-ры на историч., общественно-политич. и др. темы.
ТЕКСТОЛОГИЯ [от лат. textus — ткань, связь (слов) и греч. λόγος — слово, наука] — отрасль филологии, изучающая произведения письменности, лит-ры и фольклора в целях восстановления истории, критич. проверки и установления их текстовдля их дальнейшего исследования, интерпретации и публикации.
В зависимости от объекта различают текстологию античной, ср.-век. и новой лит-ры; своеобразные текстологич. проблемы возникают относительно историч. источников и произв. устного нар. творчества. Разные условия создания и бытования, неодинаковая сохранность памятников и разный характер интереса к ним читателей диктуют разные методы установления текста.
Текстология изучает произв. с точки зрения подлинности его текста, что отличает ее от эстетич. и историч. критики, имеющей в виду качества художественности и достоверности.
Важнейшую задачу Т. составляетустановление, т.е. диахроническое, исторически осмысленное и критич. прочтение текста с устранением искажений и подготовкой к публикации при соблюдении принятых правил передачи текста. Установление текста не обязательно имеет целью его издание. Всякое исследование лит-ры требует установления его точного и по возможности единого текста. Установление текста невозможно без углубления в его историю. На ее основе производятся изучение источников текста (рукописей и печатных изданий), установление их генеалогии и филиации, классификация и интерпретация авторских переработок текста (редакцийи вариантов), а также его искажений; изучение переписки, дневников, мемуаров и др. историч. свидетельств о работе писателя.
Текстологич. исследование имеет и общее значение, обнаруживая историко-лит. судьбу памятника и закономерности лит. эволюции. В этой функции Т. выступает как часть литературоведч.метода, как способ исследования и может участвовать в разрешениивсехзаданийлитературоведения. Текстологич. разработка — необходимая начальная стадия литературоведч. исследования. Тенденции в развитии лит-ры и обществ. идеологии находят отражение в изменении текстов, наблюдение к-рых помогает познавать лит-ру как процесс и произведение — как продукт своего времени. Этим определяется
участие Т. в сравнительно-историч. и типологич. исследованиях, к-рые затруднительны без углубления в историю текста.
- 1. Литературоведение как научная дисциплина. Структура литературоведения, его основные и вспомогательные дисциплины.
- 2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и другие науки.
- 3. Источниковедение, библиография, текстология как науки
- 4. Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства.
- 5. Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы
- 1. Эстетическая функция:
- 3. Воспитательная функция:
- 4. Коммуникативная функция:
- 6. Литература в ряду искусств
- Вопрос 7. Стилистика. Язык художественной литературы
- 8. Авторское слово и объектное слово
- 9. Элементы и уровни субъектной организации художественного текста.
- 10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста
- 11. Персонаж (герой, характер) в литературном произведении. Система персонажей. Соотношение автора и героя в художественном высказывании.
- 12.Типы эстетического завершения
- 13. Художественные тропы
- 14. Стилистические фигуры
- 15. Литературные роды
- 17. Эпос и эпические жанры
- 18. Лирика и лирические жанры
- 19. Драма и драматические жанры
- 20. Содержание художественного произведения и его структурное единство.
- 1. Тема и идея (ядро)
- 4. Текст
- 21. Сюжет, фабула и композиция литературного произведения
- 22. Хронотоп
- III. Характеристики художественного времени и пространства:
- IV. Тенденции развития хронотопа в литературе:
- 23. Стих и проза. Поэзия и лирика.
- 24. Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка.
- 25. Силлабическая система стихосложения, основные силлабические размеры
- 26. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные силлабо-тонические метры
- 27. Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)
- 31. Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс
- 34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности