4. Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства.
СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА.
Искусство – всегда знаковая система. Сущность знака заключается в том, что собою он замещает нечто. У каждого знака имеется три стороны: означающая (имя знака), означаемая (значение знака) и актуализируемая (смысл знака).
Изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура – занимаются, на первый взгляд, изготовлением вещей. Но в действительности они пользуются вещами как знаками. Из этих вещественных знаков они создают невербальные тексты. То же самое – с остальными видами искусства, напр. в театре человек становится знаком, в музыке – звук становится знаком аудиального языка.
Все виды искусства обращены к нашим ментальным (духовно-практическим) возможностям восприятия знаков со стороны: а) внутреннего зрения; б) внутреннего слуха; в) внутренней (недискурсивной, грамматически не оформленной) речи.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — всеобщая категория художественного творчества, специфические для него способ и форма освоения жизни, «язык» искусства и вместе с тем — его «высказывание».
В контексте сравнения искусства как мышления в образах с наукой — высшей формой понятийного мышления — отчетливо просматривается разница между художественным образом и научным понятием. Научное понятие выделяет в предмете общие, существенные (родовые, видовые и др.) черты. Художественный образ открывает истину через имитацию, создавая иллюзию чувственно воспринимаемых предметов.
По определению художественный образ есть проявление свободы творчества. Как и понятие, художественный образ выполняет познавательную функцию, являя собою единство индивидуальных и общих качеств предмета, однако содержащееся в нем знание во многом субъективно, окрашено авторской позицией, его видением изображаемого явления; оно принимает чувственно воспринимаемые формы, экспрессивно воздействует на чувства и разум читателей, слушателей, зрителей.
И тем не менее понятийное и образное мышление следует не противопоставлять, но сопоставлять, ибо они, будучи разными способами освоения действительности, дополняют друг друга. Наука апеллирует к объективным закономерностям, искусство — к мироощущению человека, его настроению, жизненному опыту, расширяя и обогащая его, стимулируя деятельность сознания, утоляя многие желания, погружая его в жизнь других людей, общества, природы. Наука для своего понимания требует знания (подчас немалого), которым обладают не все; для постижения искусства нужна также подготовка, жизненный опыт. И все же понимающих поэта больше, чем понимающих ученого, ибо искусство воспринимается всеми пластами сознания, а не только разумом, всей палитрой душевной жизни.
В чем же заключаются специфические черты художественного образа?
максимальная емкость содержания (отражение целостности образа в самой небольшой детали; пр: «Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает бог!» Лермонтова)
обобщение, типичность (воплощение всеобщего в индивидуальном)
экспрессивность (выражение эмоционального отношения автора к предмету, обращение к чувствам читателей)
самодостаточность (в отличие от науки, где понятию требуется разъяснение):
художественный образ самодостаточен, он есть форма выражения содержания в искусстве. Иная функция у образов в науке (имеется в виду, что в науке кроме образов-понятий, о чем шла речь выше, нередко используются образы-символы, образы-сравнения и др., близкие по своей природе к образам, используемым в искусстве); здесь их роль второстепенна, они прежде всего иллюстрируют доказываемые положения. Например, образ (символ) атома в виде шарика-ядра и вращающихся вокруг него по окружностям-орбитам точек (электронов).
СИНКРЕТИ́ЗМ(от греч. συγκρητισμός — соединение) — в широком толковании — изначальная слитность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития; применительно к иск-ву означает первичную нерасчлененность разных его видов, а также — разных родов и жанров поэзии (в широком смысле). Присущий первонач. стадии развития иск-ва, синкретизм с усложнением обществ. бытия и обществ. сознания постепенно утрачивает универсальный характер: вычленяются, самостоятельно развиваясь, разные виды иск-ва и разные роды поэзии. Однако нар. творчество (в т.ч.фольклор) долгое время сохраняет синкретичность, обретая новые ее формы (см. напр., кн. М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле», 1965, где раскрыты многообразные формы синкретизма в карнавале — наиболее целостном выражении ср.-век. народной культуры). Часто к синкретич. иск-ву безоговорочно относят фольклор в целом. Однако следует принимать во внимание историч. развитие самого фольклора, в к-ром, наряду с древнейшими синкретич. формами, в процессе эволюции выделялись более простые виды, а также возможно было появление произведений в результате простейшего синтеза отд. элементов.
На первонач. слитность поэзии, музыки и танца обратили внимание уже в антич. эстетике. Идею неразрывной связи музыки, поэзии и танца на ранней стадии истории культуры впервые теоретически обосновал англ. просветитель Джон Браун, который полагал, что нерасчлененность иск-ва обладала большой силой этич. воздействия на народ, в то время как разделение иск-ва на обособленные виды ослабило его обществ. значение. Идея первобытного синкретизма была воспринята многими современниками Брауна. В России идею синкретизма, сохранившегося в народных песнях, высказал Г. Р. Державин.
В 19 веке на основе идей первобытного синкретизма строились различные теории происхождения поэзии, ее разных родов и видов.
В наше время к синкретизму тяготеет сильнее всего эссеистика: начала собственно художественные здесь легко соединяются с публицистическими и философскими.
- 1. Литературоведение как научная дисциплина. Структура литературоведения, его основные и вспомогательные дисциплины.
- 2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и другие науки.
- 3. Источниковедение, библиография, текстология как науки
- 4. Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства.
- 5. Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы
- 1. Эстетическая функция:
- 3. Воспитательная функция:
- 4. Коммуникативная функция:
- 6. Литература в ряду искусств
- Вопрос 7. Стилистика. Язык художественной литературы
- 8. Авторское слово и объектное слово
- 9. Элементы и уровни субъектной организации художественного текста.
- 10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста
- 11. Персонаж (герой, характер) в литературном произведении. Система персонажей. Соотношение автора и героя в художественном высказывании.
- 12.Типы эстетического завершения
- 13. Художественные тропы
- 14. Стилистические фигуры
- 15. Литературные роды
- 17. Эпос и эпические жанры
- 18. Лирика и лирические жанры
- 19. Драма и драматические жанры
- 20. Содержание художественного произведения и его структурное единство.
- 1. Тема и идея (ядро)
- 4. Текст
- 21. Сюжет, фабула и композиция литературного произведения
- 22. Хронотоп
- III. Характеристики художественного времени и пространства:
- IV. Тенденции развития хронотопа в литературе:
- 23. Стих и проза. Поэзия и лирика.
- 24. Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка.
- 25. Силлабическая система стихосложения, основные силлабические размеры
- 26. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные силлабо-тонические метры
- 27. Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)
- 31. Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс
- 34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности