logo search
Детская литература область всеобщей культуры

27. В. М. Гаршин. Особенности творческой манеры.

Все́волод миха́йлович га́ршин (2 февраля 1855, имение приятная долина, бахмутский уезд, екатеринославская губерния, российская империя — 24 марта 1888, санкт-петербург, российская империя) — русский писатель, поэт, художественный критик.

На литературное поприще гаршин выступил в 1877 году с рассказом «четыре дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «денщик и офицер», «аяслярское дело», «из воспоминаний рядового иванова» и «трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.

В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — «красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено всё зло мира. В «художниках» гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе «встреча».

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у антона чехова. Сюжеты новелл гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «происшествие», «художники», «трус», «надежда николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.

Драматизм действия заменён у гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях.