5. Взгляды а. С. Пушкина на детскую литературу. Лирика а. С . Пушкина в чтении детям
Пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек.
Интерес к народному творчеству у пушкина возник с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные еще в колыбели. К народным сюжетам он обратился в 30-е годы, когда разгорелись споры о русском национальном характере, об отношении к народному творчеству, о народности литературы, в свое время поднятые декабристами.
А.с.пушкин утверждал, что наука и образование – непременное условие развития человеческой цивилизации, ее духовного обогащения.
Он искренне радовался появлению в россии новых букварей и школьных учебников.
Поэт резко отрицательно относится увлечению дворянства домашним образованием и воспитанием детей, считая их безнравственными. В барской усадьбе ребенок видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о взаимоотношениях людей, о справедливости, об истинной чести. Его образование ограничивается знанием начальных основ наук, двух – трех иностранных языков, преподаваемых нанятым учителем. Ненамного лучше организовано обучение и воспитание детей в частных пансионах. Главный путь, по мнению а.с.пушкина, – это развитие сети общественных и государственных учебных заведений. Он поддерживает так называемые “ланкастерские” школы как составной элемент военного образования, ратует, далее, за расширение сети гимназий, лицеев, пансионов при университетах с продлением срока обучения. И, наконец, считает необходимым особо рассмотреть работу духовных семинарий. А.с.пушкин выступил против запретительных мер в отношении обучения молодежи в зарубежных учебных заведениях. Он считал, что обучение в них, несмотря на все неудобства для русских студентов, менее вредно, чем патриархальное воспитание и обучение в дворянских семьях.
В произведения и статьях а.с.пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей, предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастающих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше время. Он был противником формализма и педантизма в обучении и воспитании детей и юношества.
А.с.пушкин боролся за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах, предназначенных для детей и молодежи. “безнравственное сочинение есть то, – писал он, – коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство.”
Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки пушкина, а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога к поэме «руслан и людмила» - «у лукоморья дуб зелёный…». Небольшое художественное пространство этого пролога вмещает в себя множество мотивов и образов народных сказок, воссоздавая атмосферу их волшебного мира. Сказки пушкина также имеют фольклорную основу, но воспринимаются уже как совершенно оригинальные авторские произведения.
За традиционной сказочной поэтикой скрыты социальные и психологические коллизии, очевидно, что пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек.
Чуть позже дети знакомятся с образцами пушкинской лирики. Это стихотворения самой разнообразной тематики: о природе, о дружбе и любви, об истории родины и т.д. Так же, как и сказки, стихи великого поэта незаметно становятся частью той языковой среды, в которой формируется речь и сознание подрастающего человека. Эти стихи легко запоминаются и остаются в памяти едва ли не на всю жизнь, незримым образом определяя весь духовный строй личности, ведь именно пушкин считается создателем современного русского литературного языка, языка, на котором говорит современный образованный человек.
Лирические стихотворения пушкина многослойны. Читатель каждого возраста берет из них свое, исходя из своих возможностей: начитанности, умственного и эстетического развития, душевного состояния, постигает доступную ему идейную глубину, чувствует гармонию.
- Особенности и специфика д.Л.
- Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста.
- 5. Взгляды а. С. Пушкина на детскую литературу. Лирика а. С . Пушкина в чтении детям
- 6. Деятельность в. А. Жуковский.
- 7. Творчество п. П. Ершова. Народность идей и образность сказки. Анализ сказки «конек – горбунок»
- 8. Творчество в. Ф. Одоевского. Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке
- Вопрос 9
- 10. Басни и.А.Крылова.
- 12. С. П. Аксаков - мастер реалистической прозы «детские годы багрова внука».
- 13. Деятельность к. Д. Ушинского как детского писателя.
- 14.Толстой «Детство»
- 15. Рассказы л. Н. Толстого о животных в детском чтении.
- 16. Н. А. Некрасов в детском чтении
- 18. Пейзажная лирика русских поэтов 19 в. В детском чтении.
- 27. В. М. Гаршин. Особенности творческой манеры.
- 28. А.Толстой и его повесть «Детство Никиты»
- 29. А.М.Горький и детская литература.
- 30.В.Маяковский в детском чтении.
- 31.Художественное своеобразие сказок к.И. Чуковского. Обобщение в книге «от двух до пяти».
- 32. Тема детства в стихах с.Я.Маршака. Юмор и сатира в стихах для детей
- 33.С. В. Михалков.
- 34. Сатира и юмор в стихах а. Л. Барто. Краткость стиха и завершенность сюжета в книгах для самых маленьких «игрушки», «машенька»
- 35. Произведения а. Гайдара. Его произведения для детей. Анализ «чук и гек», «тимур и его команда»
- 36.В.Бианки «Сказки-несказки», «Лесная газета»
- 37. Морские рассказы б. С. Житкова. Что я видел?
- 38.Е. И. Чарушин - писатель и художник. Основные темы творчества.
- 39. Мир природы в творчестве м. Пришвина для детей.
- 42. Творчество л. Пантелеева для детей.
- 43 Детство в повести л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
- 45. Творчество н. Н. Носова. Единство веселого и серьезного в произведениях «фантазеры», «живая шляпа», «карасик»
- 50. Творчество Эдуарда Николаевича Успенского