logo
Детская литература область всеобщей культуры

8. Творчество в. Ф. Одоевского. Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке

Князь влади́мир фёдорович одо́евский (1 [13] августа 1803, москва — 27 февраля [11 марта] 1869, там же) — русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки.

Для второго периода в творчестве одоевского характерно увлечение мистическими учениями, прежде всего мистической философией сен-мартена, средневековой натуральной магией и алхимией. Он активно занимается литературным творчеством. Пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает с пушкинским «современником», «вестником европы» несколькими энциклопедиями. Редактировал «журнал министерства внутренних дел».

Среди идеологов любомудрия ключевой фигурой является князь владимир федорович одоевский (1804 - 1869), которому большинство современных исследователей отдают приоритет в формулировке концепции национального мессианизма. Будучи человеком разносторонних дарований и интересов, он оставил заметный след в самых разнообразных областях отечественной культуры. Блестящий писатель, самобытный мыслитель, один из редакторов лучшего и наиболее влиятельного литературного журнала, издававшегося в период «золотого века» русской поэзии - «отечественных записок»; музыкант, музыковед и музыкальный критик, друг и советчик крупнейших русских композиторов -глинки, даргомыжского, верстовского, серова, много сделавший для становления национальной музыкальной школы; создатель новых литературных жанров, в том числе, автор первого философского романа в россии; самобытный теоретик образования и первый популяризатор научных знаний; организатор благотворительных заведений в санкт-петербурге; сенатор и участник либеральных реформ 60-х годов xix века; наконец, хозяин одного из самых блестящих литературных салонов 30-х годов, друг великой плеяды русских писателей своего времени - от жуковского, грибоедова, пушкина, тютчева, лермонтова, гоголя, белинского до тургенева, достоевского и толстого, - вот краткий и далеко не исчерпывающий перечень его заслуг перед отечественной культурой.

Расцвет литературной славы одоевского пришелся на 30-- 40-е годы. В 1833 году вышел в свет его сборник «пестрые сказки с красным словцом». Он замечателен тем, что включал ряд романтических повестей, рассказанных от имени магистра философии и члена разных ученых обществ иринея модестовича гомозейко. Магистр философии в книгах для детей превратится в обаятельного рассказчика -- дедушку иринея. Жанр произведений, входящих в этот сборник, одоевский определяет как «сказки», что характеризует особенности его стиля -- соединение фантастических ситуаций с точным ироническим, а подчас сатирическим воспроизведением деталей быта и нравов. Поэтика этих сказок близка поэтике гоголя в его петербургских повестях.

Сказка одоевского создана на пересечении фантастического, мистического и вполне научного интереса к тайнам человеческой психики.

Особое место в творчестве одоевского занимают научно-фантастические произведения.

В художественном отношении рассказы одоевского традиционны -- сентиментальны, откровенно дидактичны. Более оригинальны рассказы и очерки одоевского научно-познавательного плана. Одоевский утвердил в литературе для детей жанры научно-художественной сказки, научно-познавательного рассказа, очерка. Успешно писал он волшебные сказки, рассказы, стихи, пьесы. В произведениях сочетаются элементы романтического, реалистического и сентиментального повествования. В его творчестве переплелись фантастика и пропаганда науки, просвещения, реалистичность и прямой дидактизм. Он одним из первых стал создавать произведения, ориентируясь на читателей младшего школьного возраста.

Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке"

«городок в табакерке» -- первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе.

Главное открытие одоевского как детского писателя -- произведения научно-познавательной направленности. Ему принадлежит безусловный приоритет в разработке жанра научно-художественной сказки. Сказка «городок в табакерке» -- самое лучшее и самое известное произведение одоевского для детей.

Материалом для его первой сказки послужила музыкальная шкатулка, вещь в быту прошлого века достаточно распространенная и в то же время вызывающая любопытство ребенка. Не случаен интерес к ней и самого автора-музыканта, создавшего музыкальный инструмент под названием «себастьянон».

Сказка в.ф. Одоевского «городок в табакерке» стоит несколько особняком, поскольку автор выполняет иную задачу, когда соединяет два мира. Его маленький герой, оказавшись в романтическом мире табакерки, воспринимает его как реальный и узнает много интересного, в первую очередь - как устроена табакерка. Познание через сказку и волшебство - это то, что наиболее доступно ребенку, а не взрослому.

герой-ребенок - главное связующее звено между двумя мирами. Мир табакерки рассказывается с двух сторон: механики и зеркальной перспективы. Автор показывает ворота и дорогу к устройству табакерки как перспективу, но одновременно и «вход» в волшебный городок, который как бы отражает реальный земной мир: «ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

устройство музыкальной табакерки - это функциональная «расстановка» жителей «зазеркалья». Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются во внешнем облике, в поведении, в речи. Похожая на змейку царевна пружинка беспрестанно движется, ведет себя властно, толкает под бок надзирателя валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные, колотят бедных мальчиков-колокольчиков. Речь отражает их характеры. Дядьки-молоточки говорят «тук-тук-тук!», мальчики-колокольчики -«динь-динь» и т.п.

мальчик миша в ходе знакомства с жителями «городка» начинает видеть многие вещи по-другому. Поэтому в нем просыпается протест против жестокого обращения с мальчиками-колокольчиками и он нарушает запрет папеньки, как это и бывает со сказочными героями: он «ломает» царевну-пружинку. Пробуждение миши показывает, что события в табакерке он видел во сне, но для него «сон» равен «яви», так как это способность детского воображения, которое всегда стремится к познаниям.

таким образом, в.ф. Одоевскому удалось впервые соединить волшебство и разум в одном условно-сказочном повествовании и показать взрослым маленького героя. «городок в табакерке» оказался микромоделью мира.