34. Сатира и юмор в стихах а. Л. Барто. Краткость стиха и завершенность сюжета в книгах для самых маленьких «игрушки», «машенька»
Агния Львововна родилась в москве 17 февраля 1906 г. Стиль стихов очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам.
Форма стихотворений агнии барто всегда адекватна их теме, смыслу, настроению. В стихах барто мы почти не найдем небрежной рифмы, рыхлой композиции, необязательных слов, приблизительной или формальной образности, немузыкальных, корявых звукосочетаний и прочих атрибутов «средней» поэзии.
каждая строфа барто – вершина естественности, образец поэтической музыкальности, ритмического и звукового совершенства. Барто упорно отстаивала в стихе для детей преимущества звукового принципа рифмовки перед графическим. В последующие годы барто продолжала усложнять рифму, добиваясь все большей звуковой и смысловой ее выразительности.
Прочному запоминанию, вхождению строк а. Барто в повседневный обиход детей и взрослых весьма способствовала их пословичность, афористичность.
Стихи помогают пережить отношение к игрушке как предательство друга. Нерадивой и жестокосердной «хозяйке» тряпичного зайца противопоставляется у барто другой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с ним, «потому что он хороший». Так детскую привязанность к старой игрушке поэт переплавил в прекраснейшие свойства души: в верность друзьям и близким, в благородство и любовь. В этом цикле поэтесса выражает детское естественное нравственное чувство, которое формируется не поучением взрослых, а общением с игрушкой.
Особая ценность стихотворений из цикла «игрушки» - это язык, которым они написаны. Язык настолько прост, насколько это возможно. Стихотворения написаны «по-детски», то есть поэтесса воспроизвела лексику и синтаксис детской речи. Барто в каждой строке дает простое предложение; в нем редко встречаются отклонения от грамматических норм, совсем нет игры слов или использования слов в переносном значении. Такая речевая строгость как раз и передает характерную для малышей правильность речи.
«За цветами в зимний лес»
А.Л.Барто (1906—1981) принадлежит к поколению поэтов, сформировавшихся под непосредственным влиянием Маяковского. У него училась молодая поэтесса искусству новых форм. Чтобы завоевать детскую аудиторию, ей нужно было найти свой поэтический язык, узнаваемый и не похожий ни на какой другой, найти темы, волнующие современных детей. Первые удачные стихотворения написаны в середине 20-х годов — это «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка», «Пионеры», «Братишка», «Первое мая». Они пользовались популярностью благодаря своей тематике, тесно связанной с новыми интересами детей, а также еще редкому в детской поэзии публицистическому пафосу.Путь Барто в литературе заметно отклонялся от направления, которое пролагали ее старшие коллеги — Чуковский и Маршак. Поэтесса смело использовала сложные (составные, ассонансные) рифмы, которые Чуковский считал недопустимыми в детских стихах, свободно меняла размер в строфе. Воспитательную тенденцию она не столь тщательно скрывала в игре или выдумке, предпочитая прямо говорить даже с самым маленьким читателем на серьезные морально-этические темы. Бесспорна ее заслуга в разработке новой большой темы детской книги — общественное поведение ребенка.
Влияние Маяковского обнаруживается и в стремлении Барто к сатире и публицистике, близкой газетному фельетону. Примерами могут служить стихотворения «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка» (1930, написаны совместно с ее мужем П.Н. Барто), а также пьеса-игра «Миллион почтальонов» (1934); в пьесе юные зрители в порядке самокритики сознавались в «пороках», а актеры тут же эти пороки иллюстрировали. Однако сатира всегда приглушается у Барто мягкой лирической интонацией; назвать эти и более поздние ее произведения чистой сатирой или публицистикой, пожалуй, нельзя.Призвание Барто — писать для детей и от имени детей.
Чаще всего лирический герой Барто — конкретный ребенок. Девочки и мальчики, малыши и школьники — психологический портрет каждого прорисован с живой убедительностью. Реализм — вот главная черта в ее изображении детей и общества: причем это реализм не внешних деталей, а внутреннего наполнения образа.
А. Барто начала освоение «целины» — поэзии для подростков, возраста, который прежде считался «непоэтичным». В 70-х годах выходят ее сборники «За цветами в зимний лес», «Думай, думай...», «Подростки, подростки...». Можно сказать, что Барто отразила в своих стихах весь школьный мир, увидела его глазами самих детей и заставила по-иному взглянуть на него взрослых (сборники предвоенных и послевоенных лет «Все учатся», «Из пестрых страниц», «У нас под крылом»).
- Особенности и специфика д.Л.
- Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста.
- 5. Взгляды а. С. Пушкина на детскую литературу. Лирика а. С . Пушкина в чтении детям
- 6. Деятельность в. А. Жуковский.
- 7. Творчество п. П. Ершова. Народность идей и образность сказки. Анализ сказки «конек – горбунок»
- 8. Творчество в. Ф. Одоевского. Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке
- Вопрос 9
- 10. Басни и.А.Крылова.
- 12. С. П. Аксаков - мастер реалистической прозы «детские годы багрова внука».
- 13. Деятельность к. Д. Ушинского как детского писателя.
- 14.Толстой «Детство»
- 15. Рассказы л. Н. Толстого о животных в детском чтении.
- 16. Н. А. Некрасов в детском чтении
- 18. Пейзажная лирика русских поэтов 19 в. В детском чтении.
- 27. В. М. Гаршин. Особенности творческой манеры.
- 28. А.Толстой и его повесть «Детство Никиты»
- 29. А.М.Горький и детская литература.
- 30.В.Маяковский в детском чтении.
- 31.Художественное своеобразие сказок к.И. Чуковского. Обобщение в книге «от двух до пяти».
- 32. Тема детства в стихах с.Я.Маршака. Юмор и сатира в стихах для детей
- 33.С. В. Михалков.
- 34. Сатира и юмор в стихах а. Л. Барто. Краткость стиха и завершенность сюжета в книгах для самых маленьких «игрушки», «машенька»
- 35. Произведения а. Гайдара. Его произведения для детей. Анализ «чук и гек», «тимур и его команда»
- 36.В.Бианки «Сказки-несказки», «Лесная газета»
- 37. Морские рассказы б. С. Житкова. Что я видел?
- 38.Е. И. Чарушин - писатель и художник. Основные темы творчества.
- 39. Мир природы в творчестве м. Пришвина для детей.
- 42. Творчество л. Пантелеева для детей.
- 43 Детство в повести л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
- 45. Творчество н. Н. Носова. Единство веселого и серьезного в произведениях «фантазеры», «живая шляпа», «карасик»
- 50. Творчество Эдуарда Николаевича Успенского