logo
Детская литература область всеобщей культуры

18. Пейзажная лирика русских поэтов 19 в. В детском чтении.

19 век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа.

Также в 19 веке прославились такие поэты, как А.Н. Майков, А.К. Толстой, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков. К числу лучших творений этих поэтов относится пейзажная лирика. Они написали много стихотворений, связанных с природой. Это стихотворения Майкова - «Сенокос", "Под дождем", "Ласточки", «Летний дождь», «Колыбельная песня», которые отличаются задушевностью и напевностью, Толстого - «Осень», «Растянулся на просторе…», «Колышется море; волна за волной…», Никитина - «Встреча зимы», «Пахарь», Плещеева - «Дети и птичка», «Сельская песня», Сурикова - «Детство», «Зима», «Зимой».

Творчеством русских поэтов второй половины 19 века в истории детской дошкольной литературы заполнена прекрасная страница. Образы пейзажной лирики насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе России. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру.

20. Ф.М.Достоевский в детском чтении.

Устами князя Мышкина, «положительно прекрасного» героя романа «Идиот», Достоев­ский формулирует свой основной принцип под­хода к детям: «Ребенку можно все говорить,— все… От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль!»1 В сборнике собственных произведений, специа­льно адресованных юному читателю2,  Достоев­ский намеревался говорить о тех сторонах бытия, которые взрослые обыкновенно замал­чивают, считая недоступными детскому сердцу и уму: жизненные драмы, любовь, смерть…

Проблема подбора книг, необходимых под­ростку и юноше,— одна из центральных в на­следии Достоевского. Приобщение собствен­ных детей к книге он считал своим долгом отца: «Федю очень прошу утешить меня и выучиться читать», «Над Федей непременно в Москве будут смеяться, что не умеет читать», «Учи Федю читать».

Настойчивые требования были обоснованы теоретически: «Он в таких именно летах, когда происходит кризис из 1-го детства к созна­тельному осмыслению …это возраст, в котором перемежаются прежние занятия, игры и сим­патии на другие. Ему уже давно нужна бы была книга, чтоб он помаленьку полюбил чи­тать осмысленно.

Я в его лета уже кое-что читал. Теперь же, не имея занятий, он мигом засыпает. Но скоро начнет искать других и уже скверных утешений, если не будет книги. А он до сих пор еще не умеет читать. Если б ты знала, как я об этом здесь думаю и как это меня беспокоит».

Итак, примерно с восьми лет книга должна входить в жизнь человека и по мере взросле­ния ее значение только усиливается.

С вопросом, что читать ребенку подростко­вого возраста, обращались к писателю его корреспонденты. В письме к Н. Л. Озмидову Достоевский отвечал: «Советую и Вам дать Вашей дочери теперь Вальтер Скотта… Дик­кенса пусть прочтет всего без исключения. Познакомьте ее с литературой прошлых столе­тий (Дон-Кихот и даже Жиль-Блаз).

Лучше всего начать со стихов. Пушкина она должна прочесть всего — и стихи и прозу. Гоголя то­же. Тургенев, Гончаров, если хотите… Лев Толстой должен быть весь прочтен. Шекспир, Шиллер, Гете — все есть и в русских, очень хороших переводах»3.

К письму, посланному неустановленному ли­цу (Николаю Александровичу), Достоевский прилагал список книг, необходимых для библиотеки подростка (их рассылала Анна Гри­горьевна, активно занимавшаяся книжной тор­говлей).

В списке — пять романов Диккенса, шесть романов В. Скотта, сочинения Шил­лера, Шекспира, Гете, произведения русских классиков — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, труды историков…

Все эти рекомендации, как следует из слов самого Достоевского, написаны «по соображе­нию и по опыту». По опыту, прежде всего, биографическому. Эти книги входили в круг чтения самого писателя, когда он был подрост­ком и юношей, оставили светлые и яркие впечатления в его душе, явились вехами ду­ховного и нравственного развития. К анализу практически всех названных произведений воз­вращался Достоевский и в зрелости, в «Днев­нике писателя», записных тетрадях, письмах. Книги, знакомые и любимые с ранних лет, не утратили для него с годами своего значения.

Но, безусловно, не одним личным опытом писателя определялся круг чтения подростка. В выборе книг он руководствовался идеей, составляющей ядро его философии и психо­логии детства: «Впечатления же прекрасного именно необходимы в детстве», «берите и да­вайте лишь то, что производит прекрасные впечатления и родит высокие мысли». Воспи­тательное значение, которое он придавал ли­тературе, раскрывается в одно из «рабочих» записей: «Эстетика есть открытие прекрасных Моментов в душе человеческой самим челове­ком же для самосовершенствования». Достоев­ский называл лишь те произведения, которые способны сформировать у читателя положи­тельные идеалы, укрепить веру в добро, в красоту души, помыслов и деяний человека. «Прекрасное в веке» — так озаглавил писа­тель в Записной тетради 1875—76 гг.» пере­чень книг, большая часть которых рекомен­дована юношеству и подросткам: «Пиквик», » hotre-Dame», «Miserables», первые повести Жорж Занда, лорд Байрон… Лермонтов, Тур­генев, «Война и мир», «Гейне, Пушкин, Валь­тер Скотт»4.

25. Жизнь и творчество Д.Н. Мамина-сибиряка. (1852 – 1912)

Родился в верхотурском уезде пермской губернии. С 1866 по 1868 учился в екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872. В пермской духовной семинарии. В 1872 г. М. Едет в петербург, где поступает на ветеринарное отделение медико-хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 становится репортером, поставляя в газеты отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876, не кончив курса в академии, м. Поступает на юридический факультет петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на урал, где он живет, по большей части в екатеринбурге, до 1891 г., зарабатывая частными уроками и литературным трудом. В 1891 м. Переезжает в петербург. Здесь, а также в царском селе под петербургом он прожил до самой смерти.

будучи студентом, м. Начинает свой путь в литературе. В газетах и журналах, рассчитанных на массового читателя («русский мир», «сын отечества», «кругозор»), он печатает рассказы из жизни урала, а в 1876 в «журнале русских и переводных романов и путешествий» роман «в водовороте страстей». Это незрелое юношеское произведение и ранние рассказы («красная шапка», «старцы», «тайны зеленого леса» и др.) Успеха не имели, и в 80 гг. М. Фактически заново вступил в литературу, составив себе имя романами и очерками из жизни урала.

Главная тема уральских романов писателя — власть капитала над душами отдельных людей и над судьбами целых социальных слоев. Капитал, воплощенный в деньгах, в золоте, в земельных угодьях, в заводах, является движущей пружиной сюжета романов.

в 1877 прервал учебу и уехал на урал. Вернулся в петербург в 1891 известным писателем: романы "приваловские миллионы"(1883), "горное гнездо"(1884) и др. Заведовал отделом художественной литературы в журнале "мир божий". Жил в петербурге (1891-93; 1908-12), в царском селе (1894-99, 1902-1908) и в павловске.

С одной стороны, в его романах, рассказах и повестях возникает образ сибири как географического, природного, социально-экономического пространства. С другой стороны, в творчестве этого писателя, может быть, впервые в русской литературе складывается "живой образ края".

"открытие родины" у мамина, несомненно, происходит и на уровне изображения мира природы. Тем более , что понятие это для писателя - одно из важнейших, так как включает в себя не только представление о гармонии и красоте , но и выступает в качестве "конфликтного" по отношению к миру человека явления.

Все симпатии, вся любовь мамина-сибиряка обращены к русскому трудовому народу. Труд делает человека красавцем, богатырем, героем. Только в труде человек становится человеком, только в трудовой борьбе проявляются в нем и сила, и находчивость, и воля, и незаурядный ум, и крепкая товарищеская спайка.

Особенность в творчестве мамина-сибиряка -- это идея стихийной силы, задавленной, скованной в трудовом человеке, но рвущейся освободиться в моменты острых коллизий. Эта же сила у "хозяев золота", у охотников за богатством, у "дельцов" превращается в преступную страсть власти над людьми, взаимного пожирания, неуемного грабежа и алчного обогащения.

превосходно выписаны у мамина-сибиряка чудесные русские женщины.

Своими многочисленными повестями и романами писатель как бы внушал читателю: вот этим труженикам, этим сильным и честным людям принадлежит будущее, в них, в этих закабаленных, удалых и искусных работниках, хранится и не умрет никогда любовь к труду и мятежная сила.

очень своеобразны произведения мамина-сибиряка, посвященные историческим событиям на урале. Эти повествования волнуют героической романтикой, изумительной цельностью богатырских характеров русских тружеников в их самоотверженной, беспощадной борьбе за свободу.

В своих произведениях он проникновенно и правдиво отразил дух русского народа, его вековую судьбу, национальные его особенности -- мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни, жизнерадостность. Мамин-сибиряк -- один из самых оптимистических писателей своей эпохи.