logo
Детская литература область всеобщей культуры

39. Мир природы в творчестве м. Пришвина для детей.

М.М.Пришвин (1873—1954) был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Первый рассказ писателя — «Сашок» — был напечатан в дет¬ском журнале «Родник» (1906. — № 11 — 12), когда автору испол¬нилось уже 33 года. В этом рассказе возникают темы, которым При-швин будет привержен всю свою творческую жизнь: единство не¬повторимо прекрасной и таинственной природы и взаимозависи¬мость природы и человека.

А широкую известность принесла ему книга очерков «В краю непуганых птиц» (1906), в которой отрази¬лись впечатления от поездки по северу России в составе этногра¬фической экспедиции. За эту книгу Пришвин был награжден се-ребряной медалью Русского географического общества и стал его действительным членом. Тогда же писатель ощутил свое призвание — быть выразителем «души природы»; в природе он видел вечный источник радости и творческих сил человека. Особенности личности и таланта Пришвина — оптимизм, вера в человеческие возможности, в добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичность восприятия мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей.

Хрестоматийным детским рассказом стала, например, завершающая глава его книги о художествен¬ном творчестве «Журавлиная родина» (1929) — «Ребята и утя¬та». Сюжет этой главы несложен: маленькая дикая утка перево¬дит через дорогу утят, а видевшие это ребята «закидывают их шап¬ками», чтобы поймать. И столь же прост вывод — обращение рассказчика к читателям: берегите птиц, населяющих лес и воды, дайте им совершить святое дело — вырастить своих детей! Писа-тель наполняет рассказ атмосферой радости бытия. Дети, отпу¬стив утят, сами становятся добрее и чище. Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не следует. Пришвин признавался, что больше всего боится «подыгрыва¬ния детям, скидки на возраст». Он вкладывал в произведения для них полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображе¬ния. Не отрицая возрастных особенностей литературы для маленьких читателей, писатель обращался преж¬де всего к ребенку, сохранившемуся в душе каждого взрослого. Вероятно, поэтому его произведения захватывают чувства и де¬тей, и взрослых. Писатель находил особую интонацию, манеру общения с детьми разного возраста. Для малень-ких читателей он считал главным условием «простоту». Но про¬стота бывает разная, говорил Пришвин. Есть внешняя простота примитива, а есть простота, возникающая как результат полного владения материалом и любви к своему читателю. Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей сво¬ей творческой жизни. Впоследствии они были объединены в не¬сколько циклов: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин ва¬ленок». Детские его рассказы направлены на то, чтобы раскрыть чудеса обычной жизни, пока¬зать необыкновенное в обыкновенном. Крошечная его зарисовка «Быстрик» состоит всего из нескольких фраз: «Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Теперь она вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена. Большой и спокойный ручей замерз, а маленький быстрик все еще бьется». Вот и весь рассказ, но, сколько в нем философии и красоты! Так и видишь белизну  снега на земле и на пнях и контрастный красный цвет рябины, хоть и припуд¬ренной изморозью. И какая чудесная сила видится в этом быстрике, который все еще бьется, сопротивляясь морозным оковам. Пришвинская миниатюра может состоять всего из одной строч¬ки: «Удалось услышать, как мышь под снегом грызла орешек». А вот миниатюра из двух предложений: «Думал, случайный вете¬рок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок». Одно мгновение тишины и внимания — и услышишь по хрусту кореш¬ка, как даже под снегом идет своя жизнь. Или увидишь «явление» первой бабочки, первого цветка. Благодаря таким миниатюркам читатель иными глазами посмотрит на то, мимо чего раньше проходил не замечая, да еще и захочет узнать о узнать о природе что-то новое, свое.

Звери и птицы у Пришвина «кукуют», «гудят», «свистят», «шипят», «орут», «пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики, как дети, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листов гриб («Силач»); шепчет лес («Шепот в лесу»). Говоря о животном мире, писатель особо выделяет материнство. Не раз расскажет Пришвин, как рискует собой мать, защищая детенышей от собаки («Ярик»), от орла («Орлиное гнездо») и от других неприятелей («Ребята и утята», «Пиковая дама»). С улыбкой поведает художник о том, как звери-родители заботятся о своем потомстве, учат его («Курица на столбах», «Борец и Плакса», «Первая стойка»). Художника радуют в животных такие прекрасные качества, как ум, сообразительность ( Пришвин считал, что величайшее дости¬жение человеческих усилий — ребенок, воспитанный в сознании взаимосвязи с великим целым — природой, в убеждении, что он всегда должен быть на ее стороне, защищать и оберегать ее