logo
Детская литература область всеобщей культуры

12. С. П. Аксаков - мастер реалистической прозы «детские годы багрова внука».

Аксаков задумал книгу, которой еще тогда не было ни в русской, ни в мировой литературе. Задача состояла в том, чтобы создать «историю ребенка» и чтобы это была книга для детей и для взрослых. Блестяще справился автор с этой задачей, книга была высоко оценена современниками и завоевала любовь читателей всех возрастов.

Природа никогда не играет в произведениях аксакова декоративной роли, она – чрезвычайно активный элемент повествования. Она наставница серёжи, она влияет на формирование его души. В отношениях с ней во многом раскрываются характеры и других персонажей, например, матери и отца.

радость открытия мира вот сквозная внутренняя тема этого произведения. Важное его достоинство состоит в том, что писателю удалось передать поэзию детского восприятия жизни, он раскрыл процесс «созидания» человеческой души.

серёжа во всём верил матери, считал её умнейшим и справедливейшим человеком. Но почему она так равнодушна к природе? Юному багрову кажется, что кроме его отца, никто из господ по-настоящему не любит природу. А это, подозревает мальчик, признак их душевной черствости.

Эта книга близка «семейной хронике» по идейной проблематике, композиции, стилю, языку. Вторая часть трилогии представляет собой такое же широкое эпическое полотно, столь же подробно и достоверно воссоздающее эпоху, атмосферу помещичьего быта, крепостнических отношений.

Но есть в этом произведении и новая тема, существенно отличающая его от предшествующего. Героями «семейной хроники» были старшие члены семьи багровых — ее первое и второе поколения. В этой части трилогии продолжают действовать те же персонажи, но в центре оказывается уже третье поколение багровых — маленький сережа багров. Его жизнь от младенчества до девятилетнего возраста прослежена пристально и подробно. Сложный процесс формирования детской души — такова центральная тема новой книги аксакова. Эта тема давно привлекала к себе внимание писателя.

«детские годы багрова-внука» и «семейная хроника» — это произведения, написанные в одном ключе — идейном и художественном. Обстоятельно и подробно выписывает аксаков в обоих произведениях мельчайшие детали крепостнического быта. Повествование ведется с характерными повторами, с той наивной непосредственностью и иллюзией недостаточной художественной отделки, какая присуща изустному рассказу. Все это вместе с безыскусной разговорной речью и создает своеобразие и обаяние аксаковского стиля.