43 Детство в повести л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) вошел в литературу в конце 20-х годов, когда быстрыми темпами шло становление детской литературы. «Кондуит и Швамбрания» - первое крупное произведение молодого писателя. Повесть эта рассказывает о продуманной двумя братьями - Лелей и Оськой - фантастической стране Швамбрании, о старой гимназии с ее кондуитом - журналом, в котором учителя записывали все прегрешения гимназистов, о становлении новой советской школы. Повесть показывает сближение мечты героев с жизнью в первые послереволюционные годы. Она говорит об открывающихся горизонтах будущего перед подростками, жизнь которых до революции была ограничена тесными рамками семейного быта. Повесть Кассиля находится в ряду таких произведений, как «Школа» А. Гайдара, «Республика Шкид» Г. Белых и А. Пантелеева. А если продолжить аналогию, то, как считал сам писатель, у истоков традиции лежат «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского и «Приключения Тома Сойера» М. Твена.
В произведении ощущается доброе авторское отношение к любознательным мальчишкам, разыскивающим место, «где земля закругляется». Читатель проникается симпатией к двум братьям, придумавшим справедливую страну, в которой даже географические блага были разделены симметрично: «налево - залив, направо - залив. На западе - Драндзонск, на востоке - Аргонск. У тебя рубль, у меня - целковый».
Юмор писателя отражает своеобразное восприятие мира детьми; игра, фантазия, выдумка тесно связаны с прекрасным реальным миром. Читатель не только узнает об устройстве быта провинциального городка Покровска, но учится критически воспринимать социальное устройство всего мира взрослых в дореволюционной России. Братья подвергли мир жесткой критике и с протокольной точностью перечислили по пунктам его неблагополучие, только не с обывательской точки зрения, а окинув его непредвзятым взором «швамбран». Они никогда не приняли бы к себе в игру хозяина костемольного завода, погубившего полсотни людей. Подтекст анализа «неблагополучия мира» так же серьезен, как подтекст «Приключений Тома Сойера» М. Твена с его протестом против социальной и расовой дискриминации, утверждением прав человеческой личности
Часто самая невинная ситуация, самое обычное выражение, слово, понятие неожиданно преображаются в восприятии ребят, обнажая те бытовые и социальные отношения, которые в действительности господствовали в России начала нынешнего века. Идет, например, Леля сдавать вступительный экзамен в гимназию; по пути домашний учитель репетирует с ним ответы. Начало сцены рисуется в тоне легкого каламбурного юмора, а конец неожиданно приобретает отчетливо сатирическое звучание: на вопрос добрейшего Дмитрия Алексеевича, какое существительное «гимназист», Леля без запинки отвечает: «Одушевленное». Выходивший же в это время из гимназии «огромного роста детина в гимназической форме» мрачно парирует: «Ошибаешься, юноша! Брешешь, гимназист - существо неодушевленное».
Действительно, гимназисты оказались в положении неодушевленной вещи; учителя и гимназическое начальство обращались с ними как кому вздумается. Гимназисты протестуют против неуважения к ним, мстят директору и учителям. В повести много сцен, показывающих протест против зубрежки, казенной муштры, записей в кондуит. Даже черты внешности отрицательных персонажей помогают писателю выявить их истинное лицо. Так, черты животности, автоматизма, подчеркнутые писателем во внешнем облике учителя Монохордова, помогают постичь мерзкую сущность «неистребимой», «зловещей» веселости звероподобного человека с «толстыми бегемотовыми щеками» и «неожиданно рыжими волосами». Показывая внутреннюю связь мечты и действительности, Кассиль заставляет читателя отчетливо почувствовать, как фантазия ребят приобретает новое содержание после революционных событий в стране. Сама игра в таинственную, справедливую Шаамбранию, начатая двумя братьями, получила новое направление. Оська начинает по-настоящему верить в существование придуманной им и братом страны.
В ситуациях, создаваемых Кассилем, много экспрессии, эмоциональности, внутренней логики. Так, естественным кажется появление Швамбрании на карте, логичным оказывается внимание всего класса к рассказу Оськи о новой стране, еще не нарисованной на глобусе. Формирование нового отношения ребят к событиям, происходящим в стране, совершается под влиянием комиссара Чубарькова. Комиссар, шутливо прозванный ребятами «Точка и Ша», раскрыт в повести как талантливый человек, который увлеченно работает в школе заведующим, умело организует борьбу с местными контрреволюционерами и активно занимается подготовкой новых воинских частей для отправки на фронт. Сама жизнь требует от него полной отдачи сил и способностей. Чубарьков - живой, реально обрисованный характер коммуниста, один из наиболее удачных не только в повести Кассиля, но и в советской детской литературе начала 30-х годов.
В «Кондуите и Швамбрании» определилась творческая индивидуальность Кассиля, наметилось основное направление его жанрового и тематического поиска. В 30-е годы писатель продолжает искать «формы и пути для создания большой книги о школе». В центре его внимания характеры детей и подростков, сформировавшихся в новое время, в условиях советской семьи и школы.
- Особенности и специфика д.Л.
- Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста.
- 5. Взгляды а. С. Пушкина на детскую литературу. Лирика а. С . Пушкина в чтении детям
- 6. Деятельность в. А. Жуковский.
- 7. Творчество п. П. Ершова. Народность идей и образность сказки. Анализ сказки «конек – горбунок»
- 8. Творчество в. Ф. Одоевского. Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке
- Вопрос 9
- 10. Басни и.А.Крылова.
- 12. С. П. Аксаков - мастер реалистической прозы «детские годы багрова внука».
- 13. Деятельность к. Д. Ушинского как детского писателя.
- 14.Толстой «Детство»
- 15. Рассказы л. Н. Толстого о животных в детском чтении.
- 16. Н. А. Некрасов в детском чтении
- 18. Пейзажная лирика русских поэтов 19 в. В детском чтении.
- 27. В. М. Гаршин. Особенности творческой манеры.
- 28. А.Толстой и его повесть «Детство Никиты»
- 29. А.М.Горький и детская литература.
- 30.В.Маяковский в детском чтении.
- 31.Художественное своеобразие сказок к.И. Чуковского. Обобщение в книге «от двух до пяти».
- 32. Тема детства в стихах с.Я.Маршака. Юмор и сатира в стихах для детей
- 33.С. В. Михалков.
- 34. Сатира и юмор в стихах а. Л. Барто. Краткость стиха и завершенность сюжета в книгах для самых маленьких «игрушки», «машенька»
- 35. Произведения а. Гайдара. Его произведения для детей. Анализ «чук и гек», «тимур и его команда»
- 36.В.Бианки «Сказки-несказки», «Лесная газета»
- 37. Морские рассказы б. С. Житкова. Что я видел?
- 38.Е. И. Чарушин - писатель и художник. Основные темы творчества.
- 39. Мир природы в творчестве м. Пришвина для детей.
- 42. Творчество л. Пантелеева для детей.
- 43 Детство в повести л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
- 45. Творчество н. Н. Носова. Единство веселого и серьезного в произведениях «фантазеры», «живая шляпа», «карасик»
- 50. Творчество Эдуарда Николаевича Успенского