logo
Детская литература область всеобщей культуры

7. Творчество п. П. Ершова. Народность идей и образность сказки. Анализ сказки «конек – горбунок»

Литературное наследие п.п. Ершова по своей направленности в основном и являет смиренное мировосприятие, спокойно открывающее красоту божьего мира. Видимо, не случайно творческая биография поэта начинается со сказки, так затейливо и талантливо выразившей скромную народную мудрость. Изначально обозначились основные источники - фольклорный (сказочный) и религиозный (библейский) - творчества юного поэта и определилось в основном направление его развития.

Прекрасное знакомство п.п. Ершова с народным поэтическим творчеством, со сложившимися в первой трети xix века традициями русской литературной сказки и мудрость, орошенная высшей благодатью, обеспечили блестящий успех "коньку-горбунку". Справедливо считается, что во многом ершов был творческим наследником а.с. Пушкина. В литературном наследии поэтов можно проследить существенные сближающие их родственные связи, показывающие преемственное развитие русской классической словесности.

Поэзия для ершова не замыкалась в тесном кругу земной суеты и личных переживаний. Близость творчества ершова духу народа связана с тем, что, как искренний талантливый поэт и патриотически настроенный гражданин, он душою и сердцем был привязан к россии. Эта искренняя симпатия поэта к простому человеку, слиянность его души с народным духом отразились в "коньке-горбунке", в "драматическом анекдоте" "суворов и станционный смотритель", в поэме "сузге", во многих стихотворениях и эпиграммах, в оперных либретто.

Добросердечие и обостренное чувство справедливости лежат в основе удалой сказки о коньке-горбунке, что, пожалуй, и обеспечило ей столь широкую популярность и заслуженную славу ее автору. Ершов точно подметил и затейливо развил те черты характера ивана-дурака, которые так ценит во всяком человеке наш народ и которые делают этого героя действительно национальным и любимым. Ведь иван в сказке ершова обладает желанными русскому сердцу чертами: он благороден и ироничен, умен и бескорыстно лукав, смекалист и в просьбах безотказен.

Русская сказка была неотъемлемой частью жизни ершова и лучшими токами вошла в его поэтический дар. Действительно, легкость и простота сказа ершова родственны поэтике народного эпоса.

Ершов играючи управляет своим чудным слогом в сказке и драме, в дружеском послании и эпическом сказании, в лирической медитации и шутливом куплете. Это автор, всецело поглощенный свободой русского стихосложения и завораживающий читателя естественностью мелодики своей поэзии.

Анализ сказки «конек – горбунок»

Думы о народе стали причиной рождения сказки «конёк - горбунок». Близость к народу, знание его жизни, привычек, обычаев, вкусов, взглядов обеспечили сказке небывалый успех, которым она пользовалась ещё в рукописи.

Сказка пронизана лёгким юмором, лукавством, исстари свойственным русскому народу и отразившемся в его устном художественном творчестве.

Быстро развивается сюжет, состоящий из ярких сказочных событий, то смешных и забавных, то страшных, так и влечёт читателя за собой. Каждый стих представляет собой самостоятельную смысловую единицу, предложения короткие, простые. Почти в каждой строке есть глагол, обозначающий движение или действие, что создаёт динамичность.

В сказке можно найти и черты романтической поэмы (стихотворная форма, трёхчастная структура, эпиграфы к частям, лиро-эпический характер повествования, напряжённость сюжета, незаурядность событий и главных героев, экспрессивность стиля.

В целом ряде народных сказок есть мотивы, образы и сюжетные ходы, присутствующие в «коньке - горбунке»: сказки о жар - птице, волшебном коне сивке - бурке, о таинственном налёте на райский сад, о том, как старому дураку - царю доставляли молодую невесту и пр. Ершов талантливо соединил сюжеты этих сказок, создав великолепное, яркое произведение с захватывающими событиями, чудесными приключениями главного героя, его находчивостью и жизнелюбием.

Произведение делится на три части, каждая из которых снабжена прозаическим эпиграфом, настраивающим читателей на предстоящие события.

Первая часть начинается с присказки «жили - были», которая вводит читателя в курс событий, знакомит с героями.

Вторая и третья части начинаются развёрнутыми присказками, представляющими собой сжатые сюжеты волшебных, бытовых и сатирических сказок. Так автор отвлекает читателя от основного содержания, возбуждает любопытство и напоминает, что это присказка, а сказка будет впереди.

Сюжет каждой из трёх частей представляет законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время в них уплотнено до предела, а пространство безгранично; в каждой части есть центральное событие, наиболее полно выявляющее характеры героев и предопределяет дальнейшие события.

В первой части это пленение кобылицы. Она дарит ивану жеребят, с ними вместе иван попадает на службу в царскую конюшню. Первая часть завершается кратким рассказом о дальнейших событиях вплоть до заключительного эпизода, как главный герой сделался царём, тем самым готовя читателя к дальнейшим событиям, заинтриговывая его.

Во второй части в центре два события: иван с помощью конька - горбунка ловит жар - птицу и доставляет во дворец царь - девицу. Как и во многих волшебных сказках, иван выполняет третье, кажется, непосильное задание - добывает перстень царь - девицы и встречается с китом, заодно побывал на небе, где беседовал с матерью царь - девицы месяцем месяцовичем, освободил кита от мучений, за что тот и достал ивану перстень.

Третья часть наиболее насыщена событиями. В ней так же использованы известные в народной сказке мотивы: герой помогает встречному, который, в свою очередь, через цепочку действующих лиц выручает самого героя, помогая выполнению самого трудного задания.

Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: победой главного героя и пиром на весь мир, на котором присутствовал и рассказчик.

Все три части связаны между собой образом ивана и его верного друга конька. В образе ивана выразилась самая суть сказочной истории, вся полнота ершовского реализма.

С точки зрения людей «здравого смысла», которые мирятся с ложью, обманывают и хитрят ради житейского благополучия и покоя иван просто глуп. Он всегда поступает наперекор их «здравому смыслу». Но всегда получается так, что эта иванова глупость оборачивается высшей человеческой мудростью и выходит победительницей над пресловутым «здравым смыслом».

Вот отец посылает стеречь пшеницу братьев ивана. Один поленился - провёл ночь на сеннике, а второй струсил - бродил всю ночь у соседского забора. И оба солгали отцу. Иван не таков. Зато ему достались чудесные красавцы - кони и игрушечный конёк.

Честно несёт иван трудную службу у вздорного царя, простодушно не замечая зависти и козней царских придворных; прилагает много труда, проявляет смелость и настойчивость, выполняя все царские поручения. И наградой ему становится всё, что он добыл для царя, в придачу становится писаным красавцем и самим народом избран царём. Конечно, в этом ему помогала волшебная сила конька - горбунка, но ведь на то и сказка, чтобы волею её автора волшебные силы оказались на стороне добрых, честных, доверчивых, помогли правде и справедливости восторжествовать над злом. Вот почему иван - дурачок, руководствовавшийся мудрой народной моралью - жить честно, не жадничать, не красть, быть верным своему долгу и слову, оказался победителем всех жизненных невзгод.

В образе простодушного ивана не следует усматривать воплощение идеала человеческого поведения. Иван бывает дурашливым, порой ленится, любит поспать. Поэт не скрывает, что герой дурак и в прямом смысле. Но дурачества у него особые. Недаром всюду, где автор говорит об иване как о дурачке, он противопоставляет его «умным».

«умные» братья ивана являются сторонниками существующего благообразия, носителями «здравого смысла» - эгоистичными и благополучными в сравнении с младшим братом. Есть в сказке эпизод: иван догоняет братьев, укравших у него коней, чтоб продать их в городе и поживиться и кричит им:

Стыдно, братья, воровать!

Хоть ивана вы умнее,

Да иван - то вас честнее…

Однако, герой не злопамятен, и в финале первой части конфликт благополучно снимается: каждый не в ущерб другому достигает желаемого. И на царской службе иван честен и добр, никому не чинит козней, хотя вокруг многие недоброжелатели разжигают страсти.

Во всех случаях иван проявляет самостоятельность, не стесняется высказать собственное мнение, не теряет чувства собственного достоинства.

Необычен образ помощника ивана - конька - «игрушечный» рост в три вершка, аршинные уши, которыми удобно «хлопать с радости», да два горба.

Оба героя - закадычных друга - отклонение от принятой сказочной нормы; первый - дурак, второй - неказист, уродлив с точки зрения обывательского взгляда. Конёк - воплощённая сущность ивана - являет подлинное содержание человеческого -несказочного бытия, главное в котором - доброта, желание оказать помощь, любовь, дружба, не построенная на расчёте.