7. Творчество п. П. Ершова. Народность идей и образность сказки. Анализ сказки «конек – горбунок»
Литературное наследие п.п. Ершова по своей направленности в основном и являет смиренное мировосприятие, спокойно открывающее красоту божьего мира. Видимо, не случайно творческая биография поэта начинается со сказки, так затейливо и талантливо выразившей скромную народную мудрость. Изначально обозначились основные источники - фольклорный (сказочный) и религиозный (библейский) - творчества юного поэта и определилось в основном направление его развития.
Прекрасное знакомство п.п. Ершова с народным поэтическим творчеством, со сложившимися в первой трети xix века традициями русской литературной сказки и мудрость, орошенная высшей благодатью, обеспечили блестящий успех "коньку-горбунку". Справедливо считается, что во многом ершов был творческим наследником а.с. Пушкина. В литературном наследии поэтов можно проследить существенные сближающие их родственные связи, показывающие преемственное развитие русской классической словесности.
Поэзия для ершова не замыкалась в тесном кругу земной суеты и личных переживаний. Близость творчества ершова духу народа связана с тем, что, как искренний талантливый поэт и патриотически настроенный гражданин, он душою и сердцем был привязан к россии. Эта искренняя симпатия поэта к простому человеку, слиянность его души с народным духом отразились в "коньке-горбунке", в "драматическом анекдоте" "суворов и станционный смотритель", в поэме "сузге", во многих стихотворениях и эпиграммах, в оперных либретто.
Добросердечие и обостренное чувство справедливости лежат в основе удалой сказки о коньке-горбунке, что, пожалуй, и обеспечило ей столь широкую популярность и заслуженную славу ее автору. Ершов точно подметил и затейливо развил те черты характера ивана-дурака, которые так ценит во всяком человеке наш народ и которые делают этого героя действительно национальным и любимым. Ведь иван в сказке ершова обладает желанными русскому сердцу чертами: он благороден и ироничен, умен и бескорыстно лукав, смекалист и в просьбах безотказен.
Русская сказка была неотъемлемой частью жизни ершова и лучшими токами вошла в его поэтический дар. Действительно, легкость и простота сказа ершова родственны поэтике народного эпоса.
Ершов играючи управляет своим чудным слогом в сказке и драме, в дружеском послании и эпическом сказании, в лирической медитации и шутливом куплете. Это автор, всецело поглощенный свободой русского стихосложения и завораживающий читателя естественностью мелодики своей поэзии.
Анализ сказки «конек – горбунок»
Думы о народе стали причиной рождения сказки «конёк - горбунок». Близость к народу, знание его жизни, привычек, обычаев, вкусов, взглядов обеспечили сказке небывалый успех, которым она пользовалась ещё в рукописи.
Сказка пронизана лёгким юмором, лукавством, исстари свойственным русскому народу и отразившемся в его устном художественном творчестве.
Быстро развивается сюжет, состоящий из ярких сказочных событий, то смешных и забавных, то страшных, так и влечёт читателя за собой. Каждый стих представляет собой самостоятельную смысловую единицу, предложения короткие, простые. Почти в каждой строке есть глагол, обозначающий движение или действие, что создаёт динамичность.
В сказке можно найти и черты романтической поэмы (стихотворная форма, трёхчастная структура, эпиграфы к частям, лиро-эпический характер повествования, напряжённость сюжета, незаурядность событий и главных героев, экспрессивность стиля.
В целом ряде народных сказок есть мотивы, образы и сюжетные ходы, присутствующие в «коньке - горбунке»: сказки о жар - птице, волшебном коне сивке - бурке, о таинственном налёте на райский сад, о том, как старому дураку - царю доставляли молодую невесту и пр. Ершов талантливо соединил сюжеты этих сказок, создав великолепное, яркое произведение с захватывающими событиями, чудесными приключениями главного героя, его находчивостью и жизнелюбием.
Произведение делится на три части, каждая из которых снабжена прозаическим эпиграфом, настраивающим читателей на предстоящие события.
Первая часть начинается с присказки «жили - были», которая вводит читателя в курс событий, знакомит с героями.
Вторая и третья части начинаются развёрнутыми присказками, представляющими собой сжатые сюжеты волшебных, бытовых и сатирических сказок. Так автор отвлекает читателя от основного содержания, возбуждает любопытство и напоминает, что это присказка, а сказка будет впереди.
Сюжет каждой из трёх частей представляет законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время в них уплотнено до предела, а пространство безгранично; в каждой части есть центральное событие, наиболее полно выявляющее характеры героев и предопределяет дальнейшие события.
В первой части это пленение кобылицы. Она дарит ивану жеребят, с ними вместе иван попадает на службу в царскую конюшню. Первая часть завершается кратким рассказом о дальнейших событиях вплоть до заключительного эпизода, как главный герой сделался царём, тем самым готовя читателя к дальнейшим событиям, заинтриговывая его.
Во второй части в центре два события: иван с помощью конька - горбунка ловит жар - птицу и доставляет во дворец царь - девицу. Как и во многих волшебных сказках, иван выполняет третье, кажется, непосильное задание - добывает перстень царь - девицы и встречается с китом, заодно побывал на небе, где беседовал с матерью царь - девицы месяцем месяцовичем, освободил кита от мучений, за что тот и достал ивану перстень.
Третья часть наиболее насыщена событиями. В ней так же использованы известные в народной сказке мотивы: герой помогает встречному, который, в свою очередь, через цепочку действующих лиц выручает самого героя, помогая выполнению самого трудного задания.
Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: победой главного героя и пиром на весь мир, на котором присутствовал и рассказчик.
Все три части связаны между собой образом ивана и его верного друга конька. В образе ивана выразилась самая суть сказочной истории, вся полнота ершовского реализма.
С точки зрения людей «здравого смысла», которые мирятся с ложью, обманывают и хитрят ради житейского благополучия и покоя иван просто глуп. Он всегда поступает наперекор их «здравому смыслу». Но всегда получается так, что эта иванова глупость оборачивается высшей человеческой мудростью и выходит победительницей над пресловутым «здравым смыслом».
Вот отец посылает стеречь пшеницу братьев ивана. Один поленился - провёл ночь на сеннике, а второй струсил - бродил всю ночь у соседского забора. И оба солгали отцу. Иван не таков. Зато ему достались чудесные красавцы - кони и игрушечный конёк.
Честно несёт иван трудную службу у вздорного царя, простодушно не замечая зависти и козней царских придворных; прилагает много труда, проявляет смелость и настойчивость, выполняя все царские поручения. И наградой ему становится всё, что он добыл для царя, в придачу становится писаным красавцем и самим народом избран царём. Конечно, в этом ему помогала волшебная сила конька - горбунка, но ведь на то и сказка, чтобы волею её автора волшебные силы оказались на стороне добрых, честных, доверчивых, помогли правде и справедливости восторжествовать над злом. Вот почему иван - дурачок, руководствовавшийся мудрой народной моралью - жить честно, не жадничать, не красть, быть верным своему долгу и слову, оказался победителем всех жизненных невзгод.
В образе простодушного ивана не следует усматривать воплощение идеала человеческого поведения. Иван бывает дурашливым, порой ленится, любит поспать. Поэт не скрывает, что герой дурак и в прямом смысле. Но дурачества у него особые. Недаром всюду, где автор говорит об иване как о дурачке, он противопоставляет его «умным».
«умные» братья ивана являются сторонниками существующего благообразия, носителями «здравого смысла» - эгоистичными и благополучными в сравнении с младшим братом. Есть в сказке эпизод: иван догоняет братьев, укравших у него коней, чтоб продать их в городе и поживиться и кричит им:
Стыдно, братья, воровать!
Хоть ивана вы умнее,
Да иван - то вас честнее…
Однако, герой не злопамятен, и в финале первой части конфликт благополучно снимается: каждый не в ущерб другому достигает желаемого. И на царской службе иван честен и добр, никому не чинит козней, хотя вокруг многие недоброжелатели разжигают страсти.
Во всех случаях иван проявляет самостоятельность, не стесняется высказать собственное мнение, не теряет чувства собственного достоинства.
Необычен образ помощника ивана - конька - «игрушечный» рост в три вершка, аршинные уши, которыми удобно «хлопать с радости», да два горба.
Оба героя - закадычных друга - отклонение от принятой сказочной нормы; первый - дурак, второй - неказист, уродлив с точки зрения обывательского взгляда. Конёк - воплощённая сущность ивана - являет подлинное содержание человеческого -несказочного бытия, главное в котором - доброта, желание оказать помощь, любовь, дружба, не построенная на расчёте.
- Особенности и специфика д.Л.
- Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста.
- 5. Взгляды а. С. Пушкина на детскую литературу. Лирика а. С . Пушкина в чтении детям
- 6. Деятельность в. А. Жуковский.
- 7. Творчество п. П. Ершова. Народность идей и образность сказки. Анализ сказки «конек – горбунок»
- 8. Творчество в. Ф. Одоевского. Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке
- Вопрос 9
- 10. Басни и.А.Крылова.
- 12. С. П. Аксаков - мастер реалистической прозы «детские годы багрова внука».
- 13. Деятельность к. Д. Ушинского как детского писателя.
- 14.Толстой «Детство»
- 15. Рассказы л. Н. Толстого о животных в детском чтении.
- 16. Н. А. Некрасов в детском чтении
- 18. Пейзажная лирика русских поэтов 19 в. В детском чтении.
- 27. В. М. Гаршин. Особенности творческой манеры.
- 28. А.Толстой и его повесть «Детство Никиты»
- 29. А.М.Горький и детская литература.
- 30.В.Маяковский в детском чтении.
- 31.Художественное своеобразие сказок к.И. Чуковского. Обобщение в книге «от двух до пяти».
- 32. Тема детства в стихах с.Я.Маршака. Юмор и сатира в стихах для детей
- 33.С. В. Михалков.
- 34. Сатира и юмор в стихах а. Л. Барто. Краткость стиха и завершенность сюжета в книгах для самых маленьких «игрушки», «машенька»
- 35. Произведения а. Гайдара. Его произведения для детей. Анализ «чук и гек», «тимур и его команда»
- 36.В.Бианки «Сказки-несказки», «Лесная газета»
- 37. Морские рассказы б. С. Житкова. Что я видел?
- 38.Е. И. Чарушин - писатель и художник. Основные темы творчества.
- 39. Мир природы в творчестве м. Пришвина для детей.
- 42. Творчество л. Пантелеева для детей.
- 43 Детство в повести л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
- 45. Творчество н. Н. Носова. Единство веселого и серьезного в произведениях «фантазеры», «живая шляпа», «карасик»
- 50. Творчество Эдуарда Николаевича Успенского