6. Деятельность в. А. Жуковский.
Жуковский родился 29 января 1783 года, в селе мишенском белеевского уезда тульской губернии.
Он был незаконным сыном помещика афанасия ивановича бунина. Мать его - жившая в поместье бунина турчанка сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе бунина мелкопомеченного дворянина андрея жуковского. В мишенском жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.
Двусмысленность семейного положения жуковского роковым образом отразилась на эмоциональной сфере его жизни. Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье на которую ушла вся его молодость, жуковский с ранней юности предано и с поразительным трудолюбием служил делу литературы.Литературный труд долго был для жуковского во всех отношениях способом существования. Чтобы «устроить» поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице марии фёдоровне, а затем в 1862 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание будущего наследника престола александра ii.
Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также унаследовав просветительские принципы, жуковский считал себя обязанным сделать всё для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а так же в известной мере и на его мать). Благодаря его усилиям был освобождён от крепостной зависимости т.г. Шевченко, он систематически ходатайствовал за ссыльными декабристами.
В 1841 г., в связи с совершеннолетием наследника, жуковский ушёл в отставку, рассчитывая вновь целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на елизавете рейтерн, юной дочери немецкого художника е. Рейтерна, его старого приятеля. Он поселился в германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжёлые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его всё откладывать возвращение на родину.
Перед концом своей жизни жуковский с семьёй решил переехать в россию. Всё было готово и отъезд назначен на 14 июля 1815 года. Но роковым образом переезд не осуществился - поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрёл собственную «машинку». Чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни жуковский предполагал посвятить «агасферу», «илиаде», а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.
Он сочинил для маленьких читателей несколько песенок «птичка», «котик и козлик», «жаворонок», «мальчик с пальчик», которые были изданы отдельной книгой. Жуковский писал и переводил для детей песни, сказки («сказка о царе берендее», «кот в сапогах» и другие), стихотворные повести («две были и ещё одна», «матео фальконе» и другие). Он первый познакомил читателей со сказками братьев гримм, поместив переводы нескольких сказок в журнале «детский собеседник». Перевод «одиссеи» гомера поэт предназначал для юношества.
Создавая стихи для детей, жуковский обращался к русскому фольклору. Игривые и шуточные песенки «котик и козлик» и «птичка» напоминают народные потешки и песенки.Жуковский переводил и создавал большинство своих сказок для детей. Он первый познакомил детей с художественной поэтической сказкой, которая вошла в русскую детскую литературу.
Хотя огромное влияние на творчество поэта оказал пушкин, все его сказки самобытны, с яркой романтической направленностью. В волшебных сказках жуковский стремился поднимать нравственные проблемы. Добро и справедливость в его сказках всегда торжествуют над злодейством. Любовь, дружба, поиски счастья - основные мотивы его сказок.Сказки жуковского насыщены романтикой, в них много тепла, нежности, красочности, много добродушной иронии типичной для сказок жуковского.
Творчество жуковского обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. Он стремился к тесному соединению тем и образцов русской жизни, национальной манеры, письма с новейшими западноевропейскими тенденциями в поэзии.В.а. Жуковским была создана - «педагогическая поэма» - книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственные художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Это «стихотворения, посвящённые павлу васильевичу и александре васильевне жуковским» - детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами.
Своеобразие творческой манер жуковского-сказочника выразилось в тесном объединении традиций русского фольклора других народов. Это проявилось прежде всего в стиле сказочных переложений, и не всегда такое соединение было удачным: «сказка о царе берендее» написана гектамером - античным размером, размером «илиады» и «одиссеи», не подходящим для русской сказки. При передаче немецких сказок братьев гримм и французских сказок перро жуковский использовал художественные приёмы и образы русского фольклора, что нередко приводило к поэтическим несоответствиям и нарушению художественного единства произведения.
- Особенности и специфика д.Л.
- Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста.
- 5. Взгляды а. С. Пушкина на детскую литературу. Лирика а. С . Пушкина в чтении детям
- 6. Деятельность в. А. Жуковский.
- 7. Творчество п. П. Ершова. Народность идей и образность сказки. Анализ сказки «конек – горбунок»
- 8. Творчество в. Ф. Одоевского. Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке
- Вопрос 9
- 10. Басни и.А.Крылова.
- 12. С. П. Аксаков - мастер реалистической прозы «детские годы багрова внука».
- 13. Деятельность к. Д. Ушинского как детского писателя.
- 14.Толстой «Детство»
- 15. Рассказы л. Н. Толстого о животных в детском чтении.
- 16. Н. А. Некрасов в детском чтении
- 18. Пейзажная лирика русских поэтов 19 в. В детском чтении.
- 27. В. М. Гаршин. Особенности творческой манеры.
- 28. А.Толстой и его повесть «Детство Никиты»
- 29. А.М.Горький и детская литература.
- 30.В.Маяковский в детском чтении.
- 31.Художественное своеобразие сказок к.И. Чуковского. Обобщение в книге «от двух до пяти».
- 32. Тема детства в стихах с.Я.Маршака. Юмор и сатира в стихах для детей
- 33.С. В. Михалков.
- 34. Сатира и юмор в стихах а. Л. Барто. Краткость стиха и завершенность сюжета в книгах для самых маленьких «игрушки», «машенька»
- 35. Произведения а. Гайдара. Его произведения для детей. Анализ «чук и гек», «тимур и его команда»
- 36.В.Бианки «Сказки-несказки», «Лесная газета»
- 37. Морские рассказы б. С. Житкова. Что я видел?
- 38.Е. И. Чарушин - писатель и художник. Основные темы творчества.
- 39. Мир природы в творчестве м. Пришвина для детей.
- 42. Творчество л. Пантелеева для детей.
- 43 Детство в повести л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
- 45. Творчество н. Н. Носова. Единство веселого и серьезного в произведениях «фантазеры», «живая шляпа», «карасик»
- 50. Творчество Эдуарда Николаевича Успенского