15. Литературные роды
Роды́ литерату́ры— это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.
Дра́ма (деяние, действие) — один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой, принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру . Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления .К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.
Эпос — повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Эпос беспристрастен и объективен в момент повествования.
Лирика — воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора.
Жанры лирики: стихотворение, романс, послание, элегия, ода, баллада, басня.
Гегель (вслед за Жан-Полем) характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект»: эпическая поэзия — объективна, лирическая — субъективна, драматическая же соединяет эти два начала. Благодаря В.Г. Белинскому как автору статьи «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) гегелевская концепция (и соответствующая ей терминология) укоренилась в отечественном литературоведении.
В XX в. роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), а также с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее).
На природу эпоса, лирики и драмы проливает свет теория речи, разработанная в 1930-е годы немецким психологом и лингвистом К. Бюлером, который утверждал, что высказывания- (речевые акты) имеют три аспекта. Они включают в себя, во-первых, сообщение о предмете речи (репрезентация); во-вторых, экспрессию (выражение эмоций говорящего); в-третьих, апелляцию (обращение говорящего к кому-либо, которое делает высказывание собственно действием)2. Эти три аспекта речевой деятельности взаимосвязаны и проявляют себя в различного типа высказываниях (в том числе —художественных) по-разному. В лирическом произведении организующим началом и доминантой становится речевая экспрессия. Драма акцентирует апеллятивную, собственно действенную сторону речи, и слово предстает как своего рода поступок, совершаемый в определенный момент развертывания событий. Эпос тоже широко опирается на апеллятивные начала речи (поскольку в состав произведений входят высказывания героев, знаменующие их действия). Но доминируют в этом литературном роде сообщения о чем-то внешнем говорящему.
Но эпос, лирика и драма, свободны от однозначно-жесткой привязанности к эпичности, лиризму и драматизму как типам эмоционально-смыслового «звучания» произведений.
Литература знает группы произведений, которые не в полной мере обладают свойствами эпоса, лирики и драмы, а то и лишены их вовсе. Их правомерно назвать внеродовыми формами (очерк, поток сознания, эссе).
16. Литературные жанры
Жанр – это исторически сложившийся, характеризующийся совокупностью жанрообразующих признаков тип художественного произведения, назначение которого состоит в создании образа мира как воплощения определённой эстетической концепции действительности.
О необходимости выработки единой методологии исследования разнородных типов высказываний (текстов) писал М.М. Бахтин, эксплицировавший понятие речевого жанра. Вопрос о соотношении речевых и литературных жанров остается нерешенным.
Л.Ж обладает комплексом устойчивых свойств, причем эти свойства могут характеризовать самые разные стороны произведения – его объем, пафос, тематику, систему рифм, активность вымысла. Среди Л.Ж есть такие, которые бытуют на протяжении всей истории духовной культуры (напр. басня); другие же существуют лишь в определенные эпохи. Признаки жанра эволюционируют: нередко одни и те же жанровые названия в разные периоды литературного развития выражают разные понятия, так как соотнесены с различными типами текстов.
Л. Ж имеют как внешний, формальный, так и внутренний, содержательный план. Жанровая форма теснейшим образом связана с жанровым содержанием – с тематикой произведений и с особенностями осмысления автором-художником (публицистом, ученым) определенных сторон мира. Л. Ж определяют стилевые особенности речи.
Основными функциями жанраявляются: 1) сохранение традиции, литературной преемственности; 2) способность осмыслить определённый пласт бытия и художественно организовать его в типическое целое – модель мира, мирообраз; 3) создание целостного представления о произведении (жанр даётнаборпризнаков); 4) вовлечение читателя в “узнавание” модели текста.
Концепция “памяти жанра”, предложенная М. Бахтиным, сводится к возможностям жанра на протяжении всей своей судьбы сохранять те или иные жанровые признаки: к примеру, ода, бытующая уже более двух тысяч лет, сохраняет одическую тональность; роман – большой объём; афоризм – лаконичность; эпиграмма – малый объём. Жанр хранит в себе жанрообразующие признаки своих далёких предков: например, современная эпиграмма “помнит” отдельные черты эпиграммы античной. “Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра”. Каждая художественная формация (античность, средневековье, Возрождение и т.д.) имеет свою жанровую систему: если жанр живёт столетиями, то в разные эпохи он модифицируется, адаптируясь к законам другой формации.
Жанры характеризуются специфическими признаками. Можно дифференцировать три группы жанрообразующих признаков:
1. Константные, то есть постоянные, встречающиеся в каждом произведении определённого жанра. Так, в каждой элегии содержится грустная тональность, в каждом послании – установка на адресат, в каждом отрывке – указание на фрагментарность.
2. Доминантные, то есть преобладающие, встречающиеся в большинстве произведений определённого жанра. Так, в элегиях преобладает художественное время “прошедшее”; для дружеского послания доминантен художественный локус, представляющий собой “поэтическую хижину”; для жанра отрывка – графические “пропуски текста”, обозначенные отточиями.
3. Факультативные, то есть необязательные, встречающиеся в меньшинстве произведений определённого жанра. Так, иногда в дружеском послании используется узкая конкретная датировка с указанием точного времени (“полдень”, “6 часов утра” и пр.) и точного, как в письме, адреса: город, улица, дом.
- 1. Литературоведение как научная дисциплина. Структура литературоведения, его основные и вспомогательные дисциплины.
- 2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и другие науки.
- 3. Источниковедение, библиография, текстология как науки
- 4. Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства.
- 5. Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы
- 1. Эстетическая функция:
- 3. Воспитательная функция:
- 4. Коммуникативная функция:
- 6. Литература в ряду искусств
- Вопрос 7. Стилистика. Язык художественной литературы
- 8. Авторское слово и объектное слово
- 9. Элементы и уровни субъектной организации художественного текста.
- 10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста
- 11. Персонаж (герой, характер) в литературном произведении. Система персонажей. Соотношение автора и героя в художественном высказывании.
- 12.Типы эстетического завершения
- 13. Художественные тропы
- 14. Стилистические фигуры
- 15. Литературные роды
- 17. Эпос и эпические жанры
- 18. Лирика и лирические жанры
- 19. Драма и драматические жанры
- 20. Содержание художественного произведения и его структурное единство.
- 1. Тема и идея (ядро)
- 4. Текст
- 21. Сюжет, фабула и композиция литературного произведения
- 22. Хронотоп
- III. Характеристики художественного времени и пространства:
- IV. Тенденции развития хронотопа в литературе:
- 23. Стих и проза. Поэзия и лирика.
- 24. Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка.
- 25. Силлабическая система стихосложения, основные силлабические размеры
- 26. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные силлабо-тонические метры
- 27. Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)
- 31. Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс
- 34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности