logo search
РГГУ Введение в литературоведение 34 вопроса

15. Литературные роды

Роды́ литерату́ры— это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.

Дра́ма (деяние, действие) — один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой, принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру . Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления .К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.

Эпос — повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Эпос беспристрастен и объективен в момент повествования.

Лирика  — воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора.

Жанры лирики: стихотворение, романс, послание, элегия, ода, баллада, басня.

Гегель (вслед за Жан-Полем) характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект»: эпическая поэзия — объективна, лирическая — субъективна, драматическая же соединяет эти два начала. Благодаря В.Г. Белинскому как автору статьи «Разде­ление поэзии на роды и виды» (1841) гегелевская концепция (и соответствующая ей терминология) укоренилась в отечественном ли­тературоведении.

В XX в. роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), а также с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее).

На природу эпоса, лирики и драмы проливает свет теория речи, разработанная в 1930-е годы немецким психологом и лингвистом К. Бюлером, который утверждал, что высказывания- (речевые акты) имеют три аспекта. Они включают в себя, во-первых, сообщение о предмете речи (репрезентация); во-вторых, экспрессию (выражение эмоций го­ворящего); в-третьих, апелляцию (обращение говорящего к кому-либо, которое делает высказывание собственно действием)2. Эти три аспекта речевой деятельности взаимосвязаны и проявляют себя в различного типа высказываниях (в том числе —художественных) по-разному. В лирическом произведении организующим началом и доминантой ста­новится речевая экспрессия. Драма акцентирует апеллятивную, собст­венно действенную сторону речи, и слово предстает как своего рода поступок, совершаемый в определенный момент развертывания собы­тий. Эпос тоже широко опирается на апеллятивные начала речи (поскольку в состав произведений входят высказывания героев, зна­менующие их действия). Но доминируют в этом литературном роде сообщения о чем-то внешнем говорящему.

Но эпос, лирика и драма, свободны от однозначно-жесткой привязанности к эпичности, лириз­му и драматизму как типам эмоционально-смыслового «звучания» произведений.

Литература знает группы произведений, которые не в полной мере обладают свойствами эпоса, лирики и драмы, а то и лишены их вовсе. Их правомерно назвать внеродовыми формами (очерк, поток сознания, эссе).

16. Литературные жанры

Жанр – это исторически сложившийся, характеризующийся совокупностью жанрообразующих признаков тип художественного произведения, назначение которого состоит в создании образа мира как воплощения определённой эстетической концепции действительности.

О необходимости выработки единой методологии исследования разнородных типов высказываний (текстов) писал М.М. Бахтин, эксплицировавший понятие речевого жанра. Вопрос о соотношении речевых и литературных жанров остается нерешенным.

Л.Ж обладает комплексом устойчивых свойств, причем эти свойства могут характеризовать самые разные стороны произведения – его объем, пафос, тематику, систему рифм, активность вымысла. Среди Л.Ж есть такие, которые бытуют на протяжении всей истории духовной культуры (напр. басня); другие же существуют лишь в определенные эпохи. Признаки жанра эволюционируют: нередко одни и те же жанровые названия в разные периоды литературного развития выражают разные понятия, так как соотнесены с различными типами текстов.

Л. Ж имеют как внешний, формальный, так и внутренний, содержательный план. Жанровая форма теснейшим образом связана с жанровым содержанием – с тематикой произведений и с особенностями осмысления автором-художником (публицистом, ученым) определенных сторон мира. Л. Ж определяют стилевые особенности речи.

Основными функциями жанраявляются: 1) сохранение традиции, литературной преемственности; 2) способность осмыслить определённый пласт бытия и художественно организовать его в типическое целое – модель мира, мирообраз; 3) создание целостного представления о произведении (жанр даётнаборпризнаков); 4) вовлечение читателя в “узнавание” модели текста.

Концепция “памяти жанра”, предложенная М. Бахтиным, сводится к возможностям жанра на протяжении всей своей судьбы сохранять те или иные жанровые признаки: к примеру, ода, бытующая уже более двух тысяч лет, сохраняет одическую тональность; роман – большой объём; афоризм – лаконичность; эпиграмма – малый объём. Жанр хранит в себе жанрообразующие признаки своих далёких предков: например, современная эпиграмма “помнит” отдельные черты эпиграммы античной. “Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра”. Каждая художественная формация (античность, средневековье, Возрождение и т.д.) имеет свою жанровую систему: если жанр живёт столетиями, то в разные эпохи он модифицируется, адаптируясь к законам другой формации.

Жанры характеризуются специфическими признаками. Можно дифференцировать три группы жанрообразующих признаков:

1. Константные, то есть постоянные, встречающиеся в каждом произведении определённого жанра. Так, в каждой элегии содержится грустная тональность, в каждом послании – установка на адресат, в каждом отрывке – указание на фрагментарность.

2. Доминантные, то есть преобладающие, встречающиеся в большинстве произведений определённого жанра. Так, в элегиях преобладает художественное время “прошедшее”; для дружеского послания доминантен художественный локус, представляющий собой “поэтическую хижину”; для жанра отрывка – графические “пропуски текста”, обозначенные отточиями.

3. Факультативные, то есть необязательные, встречающиеся в меньшинстве произведений определённого жанра. Так, иногда в дружеском послании используется узкая конкретная датировка с указанием точного времени (“полдень”, “6 часов утра” и пр.) и точного, как в письме, адреса: город, улица, дом.