logo search
Шпоры отечка

17.Художественный мир Гоголя. Человек в мире Гоголя. Гоголевский комизм. Трагическая основа смеха

Художественный мир Гоголя – это неповторимое сочетание реального и фантастического, трагического и комического, высокого и низкого. В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии. Гоголевская фантастика построена на представлении о двух противоположных началах – добра и зла, божеского и дьявольского (как и в народном творчестве). Создавая собственную мифическую реальность, писатель использует готовые образцы мифологии, в частности славянской. В его ранних произведениях отразились представления древних славян о злых духах. Особую роль в художественном мире Гоголя играют такие демонологические персонажи, как черти, ведьмы, русалки.

Как и в творчестве других романтиков, художественный мир в произведениях Гоголя раздвоен: мир действительный, реальный, земной, дневной и мир причудливой фантастики, ночной, темной. При этом фантастика у Гоголя связана с мифологией, и эта связь настолько тесная, что можно говорить о мифологизированном ее характере. Расколотость мира у Гоголя подчеркивается тем, что люди и мифологические существа находятся в одном пространстве и существуют одновременно. При всем этом в произведениях Гоголя грань реального и фантастического размывается настолько, что их уже нельзя отличить одно от другого, и героям Гоголя тоже свойственная двойственность.

Человек в мире Гоголя – это чаще всего «маленький» человек, который попадает в сложные ситуации, встает перед миром фатальных обстоятельств. В его произведениях люди приравниваются к чинам. Более того, чины подавляют людей, окружающим важен не внутренний мир человека, а его положение в обществе. И «маленький» человек не способен этому сопротивляться. Тем не менее, Гоголь считает, что изначально душа человека – это залог высокой нравственности. И именно за счет способности к возрождению нравственности в душе каждого человека может исцелиться все общество.

Особенностей у Гоголевского комизма много. Наиболее частые приемы – гиперболизация и гротеск (например, описание петербургской жизни Хлестакова в «Ревизоре»), сравнение героев произведений с растениями и животными, введение парных персонажей (Иван Иванович и Иван Никифорович). Но у смеха Гоголя трагическая основа – то, что он высмеивает, далеко не смешно.