28.М. Лермонтов. Личность. Судьба. Индивидуалистическая (демоническая) личность как центральная проблема его творчества. Структура сознания и психология такой личности. Ее избранность
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 года в Москве. Ранние годы - в усадьбе его бабки Е. А. Арсеньевой в селе Тарханы. Уже в детстве Л. с живым интересом относился к народным песням и легендам, сочувствовал нуждам крепостных. В 1827 Л. переехал с бабушкой в Москву, а в 1828 поступил на 4-й курс Благородного пансиона при Московском ун-те. Именно здесь начал свой литературный путь, участвовал в рукописных журналах. Тогда же написаны первые поэмы "Черкесы" и "Кавказский пленник", отмеченные ученическим подражанием А. С. Пушкину; сделан первый набросок "Демона". Осенью 1830 поступил на нравственно-политическое отделение Московского ун-та – один из центров идейно-культурной жизни. Участвовал в столкновениях с реакционными профессорами. В 1832 он покинул ун-т и переехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная муштра была для него подобна смерти, но и здесь продолжал писать. По окончании школы был определен в лейб-гвардии гусарский полк в Царском Селе. Однако большую часть времени проводил в столице, погрузившись в светские развлечения. Но вскоре охладел к ним. Его критика аристократического общества легла в основу драмы "Маскарад". В 1837, в дни гибели Пушкина, обозначился крутой перелом в судьбе Л. Потрясенный гибелью поэта, он написал стихи, выражавшие гнев и боль всех передовых людей того времени. За них и был арестован. Высшие сановники империи и сам Николай I были страшно раздражены. С этого дня начались почти непрерывные преследования Л. Был выслан из Петербурга в Нижегородский драгунский полк, находившийся на Кавказе и постоянно участвовавший в военных действиях. Хлопоты Е. А. Арсеньевой и Жуковского привели к тому, что Л. был "прощен". К концу 30-х гг. окончательно определились основные направления творчества. Вольнолюбивые настроения и горький скептицизм в оценке современности нашли выражение в его гражданско-философской лирике, в романтических и фантастических образах "кавказских" поэм - "Мцыри" и "Демон», в зрелой прозе. "Герой нашего времени" распространялся в те дни, когда Л. был предан воен. суду и находился в заключении за дуэль. Был вторично сослан на Кавказ, но продолжает печататься в «Современнике». Бабушка Арсеньева сумела выхлопотать ему отпуск в Петербург (в 1841). Но после недолгого пребывания в столице, ему было велено в течение 48 часов ее покинуть и вернуться на Кавказ. По пути он задержался в Пятигорске. Там было много недругов, в итоге была спровоцирована ссора Л. с офицером Мартыновым. Состоялась дуэль, закончившаяся гибелью поэта.
Центральный образ творчества Лермонтова – разочарованный демонический герой, который был глубоко сродни поэту своим бунтом, своим протестом и отрицанием николаевской действительности. Его демонические герои характеризуются двойственностью сознания, обусловленное их конфликтом с окружающей действительностью. Они воплощают идею крайнего индивидуалистического бунта. Отвечая злом на зло, они противопоставляют себя всему миру и становятся активными врагами человечества и всего миропорядка. Это носители злого, разрушительного начала и в то же время - высокие герои. Их конфликт с богом и миром строится не только на личной обиде, - он имеет своим источником мысль о несправедливости, лежащей в основе всего мироздания. Они скорбят не только за себя, но и за весь мир, и мстят не какому-нибудь отдельному обидчику, а всему существующему, т.е. мстят демонически. Мрачность, душевная усталость и разочарованность, отрицание мира, обманувшего надежды, и сосредоточенность на своем 'я' чрезвычайно ярко выразились в демонических героях поэм 1830-1831 годов. В каждом из них зло родилось из страстного желания добра, ненависть - из любви к идеалу. У всех демонических героев Лермонтова за отрицанием всегда стоит утверждение, за ненавистью - любовь. В этом и проявляется двойственная сущность их натуры. Но самое важное в образе Демона, пронизывающем все творчество Лермонтова, - это то, что он неотделим от самого поэта.
Не только демонический герой не приемлет современного ему общества, но и общество неприемлет его, что приводит к его одиночеству. Но одиночество лишь усиливает избранность, которую ощущает герой. Он чувствует, что у него есть некая высшая цель, высшее предназначение, почти пророческое.
- 34.«Демон». Анализ трагических противоречий в образе Демона как противоречий метафизического значения. Их сущностная неразрешимость. Образ Тамары. Концепция любви
- 31.Открытие ценности реального мира в поздней лирике. Стихотворения «я, Матерь Божия…», «Родина», «Завещание», «Бородино», «Ребенку» и др. Образ «простого» человека
- 32.«Герой нашего времени». Новое в постановке проблемы индивидуализма. Ценность и красота уникальной личности, трагический утопизм ее сознания и духовных устремлений
- 33.«Другие» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Восприятие их героем и автором. Смысл несовпадений
- 29.Апологетика индивидуализма в раннем творчестве (лирика, поэмы «Аул Бастунджи», «Каллы»)
- 30.Объективация индивидуалистического сознания в произведениях второй половины 1830-х гг. Драма «Маскарад», поэмы «Мцыри», «Песня про царя…», «Демон» и др.
- 27.Поэзия 1830-х гг. Е. Баратынский, в. Бенедиктов, а. Полежаев, а. Кольцов. Их поэтические миры: тип лирического героя, жанры, выразительно-изобразительные средства
- 28.М. Лермонтов. Личность. Судьба. Индивидуалистическая (демоническая) личность как центральная проблема его творчества. Структура сознания и психология такой личности. Ее избранность
- 26.Романная беллетристика 1830-х гг. Анализ одного из романов…
- 24.Эпическое в образах поэмы «Мертвые души». Современная Россия в поэме. Идея омертвения жизни и человека
- 25.Комментарий к лирико-эпическому финалу поэмы. Второй том поэмы. «Выбранные места из переписки с друзьями». Программа возрождения
- 22.Драматургия Гоголя. «Женитьба». «Ревизор». Безгеройный сущностный мир. Жизнь как имитация. Фантасмагоричность гоголевских пьес
- 23.Поэма Гоголя «Мертвые души». Эпический план поэмы. Русь в авторском тексте поэмы
- 19.«Миргород». Композиция сборника. Сборник как философско-поэтическое целое. Мотив времени
- 20.Петербургские повести. Мистико-фантастический образ Петербурга. Человек перед миром фатальных обстоятельств. Трагизм повестей
- 21.«Портрет» и проблема выбора для человека
- 16.Н. Гоголь. Личность. Судьба. Религиозно-философские основы миросозерцания
- 17.Художественный мир Гоголя. Человек в мире Гоголя. Гоголевский комизм. Трагическая основа смеха
- 18.«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Инфернальный мир, его образы. Человек в этом мире. Значение фантастического
- 13.Проблема свободы личности в маленьких трагедиях Пушкина. Особенности конфликтов и финалов. Смысл трагического пафоса
- 14.Повествователи в «Повестях Белкина». Сюжетно-фабульная структура повестей. Новая эстетика Пушкина
- 15.Поэты пушкинской поры. Д.Давыдов, н.Языков, п.Вяземский, а.Дельвиг
- 10.Пушкинская трактовка русской истории в «Борисе Годунове». Трагедия личности и трагедия народа. Характер драматургического действия
- 11.Проблемы становления личности в романе «Евгений Онегин»
- 12.Пространственно-временная структура романа «Евгений Онегин». Образ автора
- 7.Концепции личности в романтических поэмах Пушкина («Кавказский пленник», «Цыгане»)
- 8.Художественная философия Пушкина. Его понимание личности, ее судьбы в мире. Идея гармонии и идея трагизма мироустройства (на материале лирики)
- 9.Любовь в пушкинском понимании. Образ женщины
- 5.Комедия Грибоедова «Горе от ума». «Ум» Чацкого. Комические стороны его личности и поведения. Чацкий и Софья как культурно исторические типы
- 6.А. Пушкин. Личность. Судьба. Этапы духовной жизни