logo
Шпоры отечка

28.М. Лермонтов. Личность. Судьба. Индивидуалистическая (демоническая) личность как центральная проблема его творчества. Структура сознания и психология такой личности. Ее избранность

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 года в Москве. Ранние годы - в усадьбе его бабки Е. А. Арсеньевой в селе Тарханы. Уже в детстве Л. с живым интересом относился к народным песням и легендам, сочувствовал нуждам крепостных. В 1827 Л. переехал с бабушкой в Москву, а в 1828 поступил на 4-й курс Благородного пансиона при Московском ун-те. Именно здесь начал свой литературный путь, участвовал в рукописных журналах. Тогда же написаны первые поэмы "Черкесы" и "Кавказский пленник", отмеченные ученическим подражанием А. С. Пушкину; сделан первый набросок "Демона". Осенью 1830 поступил на нравственно-политическое отделение Московского ун-та – один из центров идейно-культурной жизни. Участвовал в столкновениях с реакционными профессорами. В 1832 он покинул ун-т и переехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная муштра была для него подобна смерти, но и здесь продолжал писать. По окончании школы был определен в лейб-гвардии гусарский полк в Царском Селе. Однако большую часть времени проводил в столице, погрузившись в светские развлечения. Но вскоре охладел к ним. Его критика аристократического общества легла в основу драмы "Маскарад". В 1837, в дни гибели Пушкина, обозначился крутой перелом в судьбе Л. Потрясенный гибелью поэта, он написал стихи, выражавшие гнев и боль всех передовых людей того времени. За них и был арестован. Высшие сановники империи и сам Николай I были страшно раздражены. С этого дня начались почти непрерывные преследования Л. Был выслан из Петербурга в Нижегородский драгунский полк, находившийся на Кавказе и постоянно участвовавший в военных действиях. Хлопоты Е. А. Арсеньевой и Жуковского привели к тому, что Л. был "прощен". К концу 30-х гг. окончательно определились основные направления творчества. Вольнолюбивые настроения и горький скептицизм в оценке современности нашли выражение в его гражданско-философской лирике, в романтических и фантастических образах "кавказских" поэм - "Мцыри" и "Демон», в зрелой прозе. "Герой нашего времени" распространялся в те дни, когда Л. был предан воен. суду и находился в заключении за дуэль. Был вторично сослан на Кавказ, но продолжает печататься в «Современнике». Бабушка Арсеньева сумела выхлопотать ему отпуск в Петербург (в 1841). Но после недолгого пребывания в столице, ему было велено в течение 48 часов ее покинуть и вернуться на Кавказ. По пути он задержался в Пятигорске. Там было много недругов, в итоге была спровоцирована ссора Л. с офицером Мартыновым. Состоялась дуэль, закончившаяся гибелью поэта.

Центральный образ творчества Лермонтова – разочарованный демонический герой, который был глубоко сродни поэту своим бунтом, своим протестом и отрицанием николаевской действительности. Его демонические герои характеризуются двойственностью сознания, обусловленное их конфликтом с окружающей действительностью. Они воплощают идею крайнего индивидуалистического бунта. Отвечая злом на зло, они противопоставляют себя всему миру и становятся активными врагами человечества и всего миропорядка. Это носители злого, разрушительного начала и в то же время - высокие герои. Их конфликт с богом и миром строится не только на личной обиде, - он имеет своим источником мысль о несправедливости, лежащей в основе всего мироздания. Они скорбят не только за себя, но и за весь мир, и мстят не какому-нибудь отдельному обидчику, а всему существующему, т.е. мстят демонически. Мрачность, душевная усталость и разочарованность, отрицание мира, обманувшего надежды, и сосредоточенность на своем 'я' чрезвычайно ярко выразились в демонических героях поэм 1830-1831 годов. В каждом из них зло родилось из страстного желания добра, ненависть - из любви к идеалу. У всех демонических героев Лермонтова за отрицанием всегда стоит утверждение, за ненавистью - любовь. В этом и проявляется двойственная сущность их натуры. Но самое важное в образе Демона, пронизывающем все творчество Лермонтова, - это то, что он неотделим от самого поэта.

Не только демонический герой не приемлет современного ему общества, но и общество неприемлет его, что приводит к его одиночеству. Но одиночество лишь усиливает избранность, которую ощущает герой. Он чувствует, что у него есть некая высшая цель, высшее предназначение, почти пророческое.