logo
Шпоры отечка

5.Комедия Грибоедова «Горе от ума». «Ум» Чацкого. Комические стороны его личности и поведения. Чацкий и Софья как культурно исторические типы

«Горе от ума» является великим произведением русского реализма. Главное содержание комедии Грибоедова – борьба нового со старым, революционного с реакционным, антикрепостнического с крепостническим. Это столкновение выражено как трагическая борьба одинокого, но пламенного борца со сплоченным и еще торжествующим миром фамусовых, скалозубов, молчалиных. Грибоедов показал самый процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и борьбу со своим классом. Этот конфликт автор осмыслил не отвлеченно, а через перенесение в комедию характерных черт общественных и бытовых явлений того времени (в этом – как раз проявление реализма). Действие комедии имеет четкие хронологические границы: например, Хлёстова говорит о ланкастерском взаимном обучении, а оно началось в России в 1819, Фамусов восклицает «Ах! Боже мой! Он карбонарии!», а это революционное итальянское движение 1820-1823 гг. и т.д. Сюжет строится на двух параллельных интригах – социальная и любовная. Социальная шире, так что даже традиционный конфликт двух героев, добивающихся взаимности героини, видоизменен и подчинен борьбе героев за свое понимание смысла жизни (Чацкий и Молчалин).

Главный образ в комедии – Чацкий. Чацкий – человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович», потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышание. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах прошедшего житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец за дело, идею, правду.

«Ум» Чацкого – важная художественная категория, он движет в комедии развитием действия. Наличие сильного и глубокого ума - свидетельство высоких политических убеждений гл. героя. Вольнолюбивый ум Чацкого определяет и его протест против существующего режима, подлинно революционную любовь к отечеству, умение распознать тупость, косность «отцов отечества» и тех репетиловых, кто примазывается к истинным вольнодумцам эпохи. Но тот же «ум» героя влечет за собой и «горе» Чацкого, приводя к конфликту с обществом. То, что Чацкий считает умом, в восприятии Фамусова и его гостей – безумие.

В образе Чацкого можно выделить и комические несоответствия. Одним из главных является несоответствие ума и поведения героя. Несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую попадает герой в конце третьего действия, состоит в том, что, когда он произносит свою пылкую речь, то его никто не слушает: "старики разошлись к карточным столам", а он упорно продолжает "метать бисер перед свиньями".

Софья – один из первых реалистических образов русской женщины. Но она еще слишком непоследовательная, компромиссная фигура. Она еще не сознает, насколько связано ее стремление любить по велению сердца и жить своим умом с борьбой Чацкого за права свободного человека, и наносит ему роковой удар. Но при этом в ее образе есть нечто, что несколько отрывает ее от фамусовского общества. Ведь она полюбила неравного себе (Молчалина) и тем как бы бросает вызов домостроевским правилам. Обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих.