logo
Шпоры отечка

16.Н. Гоголь. Личность. Судьба. Религиозно-философские основы миросозерцания

Родился в 1809 в Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд и преданий. После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию для детей провинциального дворянства.

После ее окончания в декабре 1828 отправляется в Петербург. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника.

В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" печатается глава из исторического романа "Гетман". Гоголь сближается с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным. Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32), повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. В 1835 выходят сборник повестей "Миргород. Повесть "Шинель" была самым значительным произведением петербургского цикла. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.

Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью". Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 - 40 читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 - 41.

Работа над вторым томом "Мертвых душ" совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий. 11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер.

Рассматривать произведения Гоголя необходимо через призму его религиозно-философского миросозерцания. Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным. Любимым чтением писателя были религиозные произведения Ефрема Сирина, Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского. Читал он и древнерусские жития, проповеди, книгу «Златоуст». Гоголь пытался передать в своем творчестве православный идеал, стремился раскрыть универсальные воплощения добра и зла и настаивал именно на такой трактовке своих произведений. Из всех русских писателей никто, кажется, так сильно, как он, не обнажил язв внутреннего мира русской души, указав и на источник их – роковую отдаленность жизни общества от Церкви. Единственную возможность духовного возрождения и процветания России Гоголь видел в воссоединении ее с Церковью. Гоголь считал, что литература должна выполнять ту же задачу, что и сочинения духовных писателей – просвещать душу, вести ее к совершенству. В этом для него – единственное оправдание искусства. Писатель искренне верил во всемогущество слова, в возможность словом пронять и переродить человека, поэтому он ставил вопрос о назначении художника-христианина и об ответственности за вверенный ему дар Божий – слово.