logo
Шпоры отечка

13.Проблема свободы личности в маленьких трагедиях Пушкина. Особенности конфликтов и финалов. Смысл трагического пафоса

В болдинскую осень 1830, , когда в Москве была эпидемия холеры, Пушкин вновь, после пятилетнего перерыва, обратился к драматургии. Из задуманного драматического цикла десяти трагедий поэт завершил только четыре – «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Слово «маленькие» указывает на их объём по сравнению с классическим жанром трагедии, состоявшей обычно из пяти актов. Все трагедии - переработки уже известных произведений или сюжетов.

Цель этих трагедий – «человек и народ». Но если в «Борисе Годунове» это большие исторические события, «судьба народная», то в маленьких трагедиях «судьба человеческая» - глубочайший психологический анализ человеческой души.

Все трагедии объединяет попытка показать в разных аспектах ценность нравственных законов, их непреложность. П. показывает несколько вариантов отхода людей от нравственных законов и приходит к выводу, что любой отход от них приводит к деградации личности и человек лишается смысла своего бытия. Пушкин начинает действие в самый кульминационный момент, когда противостояние героев или героя и мира доведены до предела, напряжение доводится до кульминационной точки: персонажи ставятся перед лицом смерти либо случается гибель одного из них. Предотвращение смерти не устраняет противоречий героев с бытиём или др. персонажами. Разрешение проблемы просто откладывается.

Сюжет строится как стремительная цепь из событий Пушкин на одну часть весов кладет нравственный закон, а на другую попеременно человеческие соблазны. В скупом рыцаре это – власть, золото и деньги для барона - олицетворение власти над людьми. Ему достаточно осознания собственной силы. Нравственные ценности замещаются у него жаждой власти, она же - жажда денег. Барон Филипп деградирует. Последние мысли барона перед смертью - о ключах (от квартиры, где деньги лежат). В «Моцарте и Сальери» это слава. Для С. главное не творчество, а то, что творчество дает: успех и славу. Творчество С. основано на соблазне, одни безнравственные поступки порождают другие, и жажда славы зарождает в С. зависимость от мнения толпы, лишает его свободы, без которого невозможно никакое творчество. Своим существованием Моцарт опровергает систему ценностей Сальери и для него само собой разумеющимся представляется выход отравить Моцарта.

Как и полагается в трагедии, конфликты приобретают в пушкинских пьесах роковой, независимый от героев характер.