logo
Шпоры отечка

8.Художественная философия Пушкина. Его понимание личности, ее судьбы в мире. Идея гармонии и идея трагизма мироустройства (на материале лирики)

Философичность свойственна поэзии Пушкина в целом, но философские размышления усиливаются в зрелой лирике. Всё чаще звучат мотивы постижения бытия человеческого, неизбежности ухода, переосмысления прожитого. Пушкинская философия жизни гармонична: смерть в ней воспринимается не как трагический конец всего, а лишь как одно из звеньев бытия, как естественный финал земного существования. Зрелость и старость драматичны, но не трагичны, так как любой возраст человека связан с какими-то важными этапами осмысления жизни, понимания её сути. Прошлое, настоящее и будущее, как правило, не противопоставлены. Поэт не отказывается от прошлого, хотя видит в нём немало ошибок.

Одна из принципиальных мировоззренческих идей пушкинской философии — это мысль о необходимости нравственного совершенствования. “Жить… чтоб мыслить и страдать” — вот один из ключевых тезисов зрелого Пушкина. Другой заключается в том, что, “с отвращением читая” страницы прожитой жизни, не следует забывать прошлого (“строк печальных не смываю”). Эти философские мотивы появляются у Пушкина уже в ранних романтических стихотворениях, среди которых на особом месте «Погасло дневное светило…». Стихотворение «Элегия» (1830) — одно из тех произведений Пушкина, в которых прошедшее, настоящее и будущее тесно связаны. Тема молодости переосмысливается, между строк возникает мотив ответственности за те ошибки, которые совершает человек. Однако поэт не отрицает ценности этих ошибок, так как именно они составляют наш жизненный опыт.