logo
Шпоры отечка

23.Поэма Гоголя «Мертвые души». Эпический план поэмы. Русь в авторском тексте поэмы

Гоголь всегда считал поэму “Мертвые души”, работа над которой длилась около 17 лет, главным произведением своей жизни. Замысел поэмы возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. «Мертвые души» - синтез всех возможных путей борьбы за души человеческую. В ней как прямой пафос и поучения, так и художественная проповедь, иллю­стрированная изображением самих мертвых душ - помещиков и городских чиновников. Лирические отступления придают произведению смысл художественной проповеди и подводят своеоб­разный итог изображенным страшным картинам жизни и быта. Гоголь в лирических отступлени­ях указывает на то, что «тьма и зло заложены в духовном ядре. Предметом изуче­ния писателя и становятся души человеческие, изображенные в страшных картинах «недолжной» жизни. Последовательное выявление мертвых душ на «маршруте» Чичикова влечет за собой вопрос: в чем причины той мертвечины? Одна из главных - люди забыли свое прямое на­значение. Например, в «Мертвых душах» глава и отец города губернатор занят вышивкой по тюлю. Люди эти потеряли свое место на земле, это уже указывает на некоторое их промежуточное состояние - они между жизнью земной и жизнью потусторонней.

Жанровая природа произ­ведения сложна и не проста для определения. Сам писатель назвал свою книгу поэмой, однако он не дал расшифровки этого понятия, что заставляет читателей и исследователей искать ключ к трактовке ее жанрового облика. Поэма – это лиро-эпическое произведение. Эпический план в «Мертвых душах» неотделим от лирического. Именно жанр поэмы позволяет Гоголю изобразить картину нравов всей России, показывая при этом общее, а не частное, не историю жизни одного человека, а "разнообразную кучу" русских характеров. Лирическое начало выводит эти наблюдения на уровень философских размышлений о судьбе России в семье человечества. Таким образом, широкое эпическое полотно позволяет словно нарисовать современность, а лирическое – понять ее, осознать. В эпической части Н.В. Гоголь выступает как новатор-реалист, а в лирической — как поэт-романтик.

Наибольшее значение имеют лирические отступления о России и русском народе. На протяжении всей поэмы утверждается идея автора о положительном образе русского народа, которая сливается с прославлением и воспеванием родины, в чем выражается гражданско-патриотическая позиция автора. Так, в пятой главе писатель славит “живой и бойкий русский ум”, его необыкновенную способность к словесной выразительности. Гоголь чувствовал живую душу русского народа, его удаль, смелость, трудолюбие и любовь к свободной жизни. Здесь глубокое значение имеют рассуждения автора, вложенные в уста Чичикова, о крепостных крестьянах в 7 главе. Изображаются конкретные люди с реальными чертами. Это и плотник Степан Пробка - “богатырь, что в гвардию годился бы”, это и сапожник Максим Телятников, учившийся у немца и решивший разбогатеть враз, изготавливая сапоги из гнилушной кожи, которые расползлись через две недели. На этом он забросил свою работу, запил, свалив все на немцев, не дающих житья русскому человеку.

Но вот представление о “разгуле народной жизни” настолько не совпадало с образом Чичикова, поэтому слово берет сам автор. Образ Абакума Фырова указывает на любовь русского народа к свободной, разгульной жизни, гуляньям и веселью, несмотря на тяжелую крепостную жизнь, гнет помещиков и чиновников.

В лирических отступлениях предстает трагическая судьба закрепощенного народа, забитого и социально приниженного - образы дяди Митяя и дяди Миняя, девчонки Пелагеи, которая не умела отличить, где право, где лево. Но за этими образами кроется глубокая и широкая душа русского народа.

Любовь к народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились в созданном Гоголем образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России. Здесь автор задумывается о будущем страны: “Русь, куда ж несешься ты?” Он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет Маниловых и Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе.